Самооценка, независимо всегда носит субъективный характер.

(Роджерс) Я-концепция складывается из представлений о собственных харак­теристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную на­правленность.

Поведенческая составляющая Я-концепции

Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, свя­занное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплек­са установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае яв­ляется сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и ус­тойчивыми.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. С момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпрета­цию опыта и является источником ожиданий.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заклю­чается в том, что индивид не может примириться с несогласованными об­разами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как че­ловеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.

Когда Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы Самооценка = успех/ притязания. он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом де­ле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая чис­литель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для само­оценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от то­го, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Це­лый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимы­ми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки.

Я-концепция как интерпретация опыта

Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два чело­века, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его со­вершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хоро­шего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а мо­жет воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я-концепцией.

Я-концепция как совокупность ожиданий

Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. его представ­ления о том, что должно произойти. Мак-Кэндлес рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к раз­личным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны.

(Столин «Самосознание как объект психодиагностики») Самосознание — это прежде всего процесс, с помощью которого чело­век познает себя и относится к самому себе. Но самосознание характери­зуется также своим продуктом — представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией2. Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (позна­ющего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, но человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользу­ется целой системой внутренних средств — представлений, образов, поня­тий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом: о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно яв­ляется и его существенным условием, моментом этого процесса.

«Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации пове­дения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбо­ра, контакты с людьми.

Анализ Я-образа позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представ­лений о себе — его Я-концепции.

Самосознание имеет уровневое строение.Эта идея не раз выска­зывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию Я-образа, используя понятие установки. Основа­ния для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционнои регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом Я-образ понима­ется как установочная система; установки обладают тремя компонента­ми: когнитивным, аффективным и производным от первых двух по­веденческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень Я-образа «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с "самочувствием" и эмоциональным отношением к себе; выше располо­жены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот Я-образ вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнеде­ятельности и средств, необходимых для достижения этих целей»4.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления Я и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соот­ветствующими внутренними приемами самопознания являются преиму­щественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приема само­познания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом вто­ром уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства.

(Столин)В цикле проведенных нами исследований была сформулиро­вана концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и дей­ствует его самосознание.

В качестве исходного принимается различие содержания Я-образа (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки вы­раженности тех или иных черт) и самоотношения. Последнее — это пе­реживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовос­приятие и Я-образ.

В содержании Я-образа выделяются две важнейшие образующие:

1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объеди­няют субъекта с другими людьми, — присоединяющая образующая Я-концепции или система самоидентичности и 2) знания, выделяющие Я субъекта в сравнении с другими людьми, — дифференцирующая образу­ющая Я-концепции. Это последняя образующая придает субъекту ощу­щение своей уникальности и неповторимости.

Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности чело­века, одновременно являющимся биологическим индивидом (организ­мом), социальным индивидом и личностью.

На уровне организмаактивность субъекта определена системой «организм—среда», имеет прежде всего двигательный характер и вызы­вается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. В недрах этой активности форми­руется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела — это, фигурально выражаясь, Я-образ организма, который надо отличать от физического Я субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоеди­няющая составляющие. На уровне организма формируется также само­чувствие — итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие — биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности пот­ребностей организма в благополучии, целостности, функциональном сос­тоянии.

На уровне социального индивидаактивность человека подчинена иной потребности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании этой общностью. Эта активность регулируется социальны­ми нормами, правилами, обычаями, технологическими предписаниями, ус­тавами и т.д., которые усваиваются индивидом. Я-образ облегчает чело­веку ориентацию в системе этих активностей прежде всего за счет фор­мирования своей присоединяющей образующей — системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, соци­ально-ролевой. В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны — с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для «дифференцирующей» образующей Я-образа, которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей составляющей.

На уровне личностиактивность субъекта вызывается прежде все­го потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. и реа­лизуется с помощью ориентации на свои собственные способности, воз­можности, мотивы. Поэтому в Я-образе ведущее место начинает занимать дифференцирующая составляющая Я-концепции, обеспечивающая неслу­чайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потреб­ность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

Самоотношение в свою очередь, как показывают результаты фактор­ного анализа, оказывается структурно-сложным образованием, включаю­щим как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и бо­лее специфические измерения: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других.

Наши рекомендации