Жизнь всегда была такой, независимо от того, современная она или первобытная. Всегда было напряжение, беспокойство.

Объекты изменяются, но человек остается тем же самым. Две тысячи лет назад вы управляли воловьей упряжкой; теперь вы управляете автомобилем, - но водитель остается одним и тем же. Воловья упряжка изменилась - вещи теперь другие, вы водите автомобиль, - но водитель остался тем же самым. Он беспоко­ился о своей повозке, повозка создавала в нем напряжение; теперь вы в напряжении и беспокойстве в связи со своим автомобилем. Объекты меняются, но ум остается тем же самым.

Так что не думайте, что ваши большие беспокойства вызваны современной жизнью. Эти беспокойства вызваны вами, а не современной жизнью, а вы будете в беспокойстве везде, в любом типе цивилизации. Отправляйтесь в деревню на несколь­ко дней - на два или три дня - и вы на некоторое время почувствуете себя лучше, потому что даже болезни требуется переадаптация. Но за три дня вы приспособитесь к деревне, и тогда беспокойства придут снова, напряженность будет ощу­щаться снова. Теперь причины будут другими, но вы будете тем же самым.

Иногда случается так, что вас беспокоит уличное движение и шум, вы можете говорить, что вы не можете заснуть ночью из-за большого уличного движения и шума. Тогда отправляйтесь в деревню, и вы не сможете заснуть из-за отсутствия уличного движения, из-за отсутствия шума. Вы вынуждены будете вер­нуться обратно, потому что деревня выглядит мертвой, скучной - потому что в ней нет жизни.

Люди все время рассказывают мне о таких ощущениях. Я посоветовал одному моему другу поехать в Кашмир, в Пахалгам. Он возвратился и сказал, что жизнь там скучна, что там нет жизни. Вы можете наслаждаться день или два долинами и горами, а потом это надоедает. Он говорил мне здесь, что городская жизнь действует ему на нервы, а теперь он говорил, что эти горы надоели ему, и он стал страстно желать вернуться домой.

Проблемой являетесь вы; Кашмир не поможет. Беспокоит вас не Бомбей, не Лондон, не Нью-Йорк; дело в вас! И это не Лондон породил вас; вы породили Лондон. Дело не в уличном движении, шуме и бешеной гонке: вы создали все это - вы и вам подобные. Посмотрите! Причина кроется в вас. Ваше напряже­ние вызвано не шумом. Шум имеет место потому, что вы напряжены, что вы не можете жить без него. Вот почему он здесь. Вы нуждаетесь в нем, вы не можете жить без него. А в деревнях люди страдают. Они хотят уехать в Бомбей, в Нью-Йорк или в Лондон и при первой же возможности уезжают туда. Я выслушивал людей, которые все время говорили о прекрасной деревенской жизни, но они никогда не отправлялись туда жить. Они никогда не отправляются жить туда, они просто говорят об этом.

Кто мешает вам? Почему бы не поехать? Идите в лес - кто мешает вам? Вам не понравится это, вам это не может понравить­ся. Непосредственно сейчас вам в течение нескольких дней будет нравиться это, потому что это изменение, а потом? Потом вам это наскучит. Вы сочтете это однообразным, наводящим скуку, вам захочется убежать оттуда.

Эта городская жизнь создана вашим сумасшедшим умом. Не вы становитесь сумасшедшими из-за этих городов; эти города построены из-за того, что вы безумны. Они построены для вас и вами, они существуют для вас. И пока этот сумасшедший ум не изменится, эти города не могут исчезнуть, они будут оставаться. Причиной их появления являетесь вы.

Запомните одно: когда бы вы ни чувствовали, что что-то не так, найдите сначала причину в самом себе. Не ищите в другом месте. В девяноста девяти случаях из ста вы найдете причину в самом себе. А если вы в девяноста девяти случаях из ста найдете причину в самом себе, то сотый случай исчезнет сам собой.

Вы являетесь причиной всего, что происходит с вами. Вы являетесь причиной, а мир является всего лишь зеркалом. Но для вас утешением является всегда искать причины в другом месте. Тогда вы никогда не испытываете чувства вины, никогда не испытываете самоосуждения. Вы всегда можете указать на причину и утверждать, что пока эта причина не изменится, вы сами измениться не можете. Вы можете прикрыться этим; это уловка. Поэтому ваш ум все время проецирует причины откуда-то со стороны. Жена беспокоится из-за мужа; мать беспокоится из-за детей; дети беспокоятся из-за отца. Все беспокоятся из-за кого-то другого, все всегда считают, что причина где-то снаружи.

Мулла Насреддин проходил по улице. Был вечер, опускалась тьма. Вдруг он осознал, что на улице отсутствует уличное движение, и ему стало страшно. К нему приближалась группа людей, а он начитался о бандитах, грабителях, убийцах. Поэтому он создал страх, он начал дрожать. Он думал, он проецировал, что эти убийцы и бандиты приближаются, что они должны убить его, так как же ему убежать от них? Он стал смотреть по сторонам.

Рядом оказалось кладбище, поэтому он перепрыгнул через ограду кладбища. Там для кого-то была приготовлена могила, поэтому он подумал, что хорошо было бы оказаться мертвецом в этой могиле. Они подумают, что он мертвец, и тогда не будут считать нужным, грабить его. И Мулла улегся в могилу.

Эта группа была просто свадебной процессией, но они видели дрожащего человека, который перепрыгнул через огра­ду. Тогда они стали бояться и задаваться вопросом, что случи­лось, и что это был за человек. Они думали: «Он, по-видимому, имеет какие-то дурные намерения. Он там спрятался». Поэтому вся процессия остановилась, и они перепрыгнули через стену. Мулла еще больше испугался. Теперь они подошли ближе и спросили: «Что ты делаешь здесь? Почему ты прячешься здесь, в могиле?»

Наши рекомендации