Принятие решения может протекать по-разному.

1. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: во­левой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутрен­него противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому по­буждению, — никаких внешних препятствий. При таких условиях доста­точно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие. Весь волевой процесс — от первоначального побуждения и воз­никновения цели до ее осуществления — так стянут в одно нерасчленен-ное единство, что решение не выступает в нем как особый акт; принятие решения заключено в свернутом виде в признании цели. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие от­срочивается, решение выделяется как особый момент.

2. Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось — и все представляется уже в новом свете: я пришел к решению не потому, что я считаю нужным принять именно это решение, а потому, что никакое дру­гое уже невозможно. В свете новых мыслей, которые я, размышляя над решением, осознал, под воздействием новых чувств, которые на меня за это время нахлынули, то, что недавно еще казалось таким важным, вдруг представилось ничтожным, и то, что не так давно казалось желанным и дорогим, вдруг утратило свою привлекательность. Все разрешилось, и нуж­но уже не столько принимать решение, сколько констатировать его.

3. Наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимает­ся не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуж­дения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов; не получил разре­шения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели все остальное.

Само решение, а затем и следующее за ним исполнение в таком случае обычно сопровождаются ярко выраженным чувством усилия. В этом чувстве, связанном с внутренней борьбой, некоторые склонны видеть особый момент волевого акта. Однако вовсе не всякое решение и выбор цели должны сопровождаться чувством усилия. Наличие усилия свиде­тельствует не столько о силе волевого акта, сколько о том противодей­ствии, которое эта сила встречает. Мы испытываем чувство усилия обыч­но лишь тогда, когда наше решение не дает подлинного разрешения борьбе мотивов, когда победа одного мотива означает лишь подчинение остальных. Когда остальные мотивы не исчерпаны, не изжиты, а только побеждены и, побежденные, лишенные доступа к действию, продолжают жить и привлекать, мы неизбежно испытываем чувство усилия, принимая наше решение.

Три отмеченных нами случая отличаются друг от друга тем, насколь­ко решение выделяется в волевом процессе как особый акт. В первом из перечисленных нами случаев решение непосредственно слито с принятием цели; во втором оно не отделилось еще от борьбы мотивов, являясь лишь естественным ее концом, а в третьем — оно выделилось из этой последней и противостоит ей как особый акт, наделенный максимальной степенью ак­тивности и осознанности. Однако в известном смысле каждый волевой акт включает в себя решение, поскольку он предполагает принятие определен­ной цели и открывает соответствующему желанию доступ к моторной сфе­ре, к действию, направленному на ее осуществление.

Принять решение — еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.

Восхождение к высшим ступеням волевой деятельности характери­зуется прежде всего тем, что исполнение превращается в более или менее сложный, длительный процесс. Усложнение этого последнего завершаю­щего этапа волевого акта является характерным для высших ступеней волевого действия, которое ставит себе все более сложные, отдаленные и высокие, все труднее достижимые цели.

В решении то, чего еще нет и что должно быть, противопоставляется тому, что есть. Исполнение решения требует изменения действительности.

Всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным действием в широком смысле этого слова, поскольку в волевом действии результат является целью субъекта и входит, таким образом, в его виды и намерения. В сколько-нибудь сложных ситуациях, ког­да осуществление цели требует более или менее длительных, сложных, непривычных действий, когда исполнение решения затруднено или в силу каких-либо причин должно быть отсрочено, намерение отчетливо выступа­ет как особый момент. Намерение является внутренней подготовкой отсро­ченного или затрудненного действия. Намерение представляет собой, по существу, не что иное, как зафиксированную решением направленность на осуществле­ние цели.

Наличие общего намерения осуществить какую-нибудь сложную отдален­ную цель не исключает возможности подчиненных намерений, специально на­правленных на то или иное частное действие, служащее осуществлению этой цели, но оно иногда делает их излишними. Внутри сложного волевого акта, в котором намерение регулирует исполнение, возможны в качестве компонентов такие простые волевые действия, которые не предваряются специальным на­мерением. Поэтому, рассматривая каждое частичное волевое действие само по себе, можно констатировать наличие волевых действий, которые не являются намеренными.

В сложной дея­тельности, состоящей из цепи действий, между целью и средством развер­тывается сложная диалектика — средство становится целью, а цель — средством.

Волевое действие — это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.

Воля и познание, практическая и теоретическая деятельность чело­века, опираясь на единство субъективного и объективного, идеального и материального, каждая по-своему разрешают внутреннее противоречие между ними. Преодолевая одностороннюю субъективность идеи, познание стремится сделать ее адекватной объективной действительности. Преодо­левая одностороннюю объективность этой последней, практически отри­цая ее мнимую абсолютную разумность, воля стремится сделать объектив­ную действительность адекватной идее.

Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку во­левой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учет последствий своих поступков, подыскание надлежа­щих средств, обдумывание, взвешивание, — он включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональ­ные и интеллектуальные моменты представлены в специфическом син­тезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта.

(Леонтьев Воля как функция иерархии мотивов) Волевое действие –процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объективно-предметными и наглядными. Пример:Человек ест. Два положительных мотива: утолить голод и сделать приятное жене, которая приготовила обед. Действие протекает без участия воли. Другая ситуация: человек не ест. Возможны два мотива: я сыт и обед приготовила теща, которой не хочу доставлять удовольствие тем, что ем её пищу. И в этом случае нет воли. В этих случаях действие неволевое, которое основывается на простой сумме влияний актуальных мотивов. Третья возможность: Один мотив побуждающий, другой тормозящий действие: я сыт и хочу сделать приятное жене. У сложившейся личности социальный мотив (отношения с женой) за счет волевого акта всегда будет играть решающую роль и возьмет верх над объективным, биологическим (не хочу есть). Данный эффект Леонтьев называет «приматом открыто социальной мотивации». У недостаточно зрелой личности или в ситуации экстремально сильного действия биологического мотива регулирующая роль перейдет к чужой воле – приказу или перейдет во внешний план самокоманды (пример офицера и денщика. Денщик хотел пить, но идти не хотелось. Офицер приказал и денщик принес, офицер сказал: «Пей»).

Пример с ребенком и пирожным (пообещать или положить перед ним). Волевой акт – результат борьбы конкурирующих мотивов, разворачивается в направлении актуализации социального по происхождению и идеального по форме мотива в ущерб биологическому и наглядному.

16. Потребностно-мотивационная сфера личности: определения, критерии классификаций. Содержательная характеристика видов потребностей и мотивов в различных классификациях.

Потребностипервоначально носят диффузный характер и предшествуют формированию мотивов (пример, хочу есть и хожу бабушкиных пирожков). Процесс нахождения конкретного объекта, который может удовлетворить потребность, называется опредмечиванием.

Классификации

МакДауголл, понимавший потребности как инстинктоподобные готовые способы реагирования, выделяет пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, смех и т.п., «примитивные склонности» - кашель, чихание, дыхание и т.п.

Основания классификаций:

1) Критерий «Притягательный-отталкивающий». Позитивные (пример, мотив достижения) и негативные мотивы (пример, мотив избегания неудач).Позитивные побуждают организм к достижению некоторого объекта, а вторые – к избеганию.

2) Критерий времени актуализации потребности (постоянство её присутствия у субъекта). Постоянные (например, потребность в кислороде), устойчивые (потребность в общении и т.п.), циклические (потребность в пище), ситуативные (пример, поедание мела беременными).По преобладанию ориентации на результат деятельности (например, труд, учение) или сам процесс её выполнения (игра) выделяют процессуальные и результативные потребности. Леонтьев выделял предметные и функциональные потребности. Мюррей выделяет модальные и эффектные потребности.

3) Витальность потребностей (необходимость для поддержания жизни) или факультативность.Халл говорит о первичных и вторичных побуждениях: вторичные побуждения возникают на основе первичных по принципу условно-рефлекторной связи, но впоследствии могут приобретать определенную автономность, как бы открываться от корней. Например, стремление к академическим успехам (вторичное побуждение) формируется у ребенка как фиксация сложившейся в опыте связи между получением хорошей оценки и вкусными блюдами, которыми родители её поощряют. Другие авторы считают, что факультативные потребности изначально независимы от первичных биологических. Маслоу выделяет потребности дефицита и потребности роста. Потребности дефицита функционируют по гомеостатическому принципу (принцип равновесия, баланса): актуализация – удовлетворение (насыщение) – угасание. Циклическая природа их динамики. Потребности роста отличаются их принципиальной ненасыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения. Маслоу считал, что потребности роста могут стать явными только после того, как дефицитарные потребности минимально удовлетворены.

3) Представленность в конкретной ситуации.Речь идет об актуализированных и потенциальных потребностях.

4) По степени активности субъекта,вовлеченного в мотивационный процесс, Мюррей разделяет проактивные и реактивные потребности. Проактивные потребности преимущественно детерминированы внутренним состоянием субъекта (сон после тяжелой работы), а реактивные активируются вследствии определенных событий во внешней среде (засыпание в затемненной комнате в полной тишине). Потребность может быть реализована и как проактивная, и как реактивная.

5) Представление о диалектической борьбе разнонаправленных побуждений,динамика которых создает внутреннее противоречивую картину жизни человека. Особенно присущ психоаналитически ориентированным концепциям. Например, Фрейд постулировал в качестве базовых потребностей влечение к жизни и влечению к смерти. Представители неофрейдизма, сохраняя общую модель «единства и борьбы противоположностей» в мотивационной сфере личности выделяют стремление к власти, могуществу, превосходству и стремление к принадлежности, общности (Адлер).

6) Принадлежность предмета потребности к материальной, социальной или культурной сфере.Выделяют материальные, социальные и духовные потребности.

Органические потребности. Являются общими для человека и других представителей живой природы. Предметом органической потребности выступают физические компоненты внешнего мира. В результате удовлетворения органических потребностей происходят определенные физиологические изменения, которые у человека могут быть отражены в сознании (например, измененное состояние сознания при приеме психоактивных веществ) или протекать без участия сознания (поддержание склеры глаза во влажном состоянии). Активная форма удовлетворения может носить инстинктивную или деятельностную форму.

Базовая специфика человеческих потребностей заключается в том, что человек:

· Способен производить новые предметы для удовлетворения своих потребностей

· В его деятельности постоянно формируются новые потребности

· Включен в динамику опредмечивания и распредмечивания существующих у него потребностей, т.е. может осознанно менять или выбирать предметы потребностей

· На определенном этапе своего развития приобретает возможность произвольной регуляции своих потребностей (например, голодовка в знак протеста)

Органические потребности:температурная регуляция (функционирует по принципу гомеостаза - утверждение тенденции организма к сохранению постоянного оптимального внутреннего состояния организма), сон, жажда, голод, половая потребность

Надорганические потребности. Предметами надорганических потребностей становятся социальные и культурные аспекты мира. Результатом удовлетворения надорганических потребностей являются социальные и личностные изменения, которые могут быть ясно осознаваемы (например, достижение желаемого социального статуса). Надорганическим потребностям присущ исключительно активный способ удовлетворения. Их динамика не описывается гомеостатической моделью. В общем виде эти потребности практически ненасыщаемы, они снимаются только утомлением.

Надорганические потребности:

потребность в общении (пример: «комплекс оживления» как стремление к контакту со взрослым. Эксперименты Харлоу с плюшевой мамой-обезьяной и проволочной с едой).

Познавательная потребность – ориентировочный рефлекс, открытый Павловым, заключается в том, что новый раздражитель вызывает у животного реакцию настройки рецепторов «что такое?» (специфическая форма познавательной мотивации). Эксперименты Харлоу с обезьяной, которая могла открыть окошко в закрытом помещении и наблюдать за происходящим – нажатия не прекращались, обезьяны могут часами складывать простые головоломки без поощрения.

Эстетическая потребность – по наблюдению Блонского даже грудной младенец активно предпочитает блестящий объект нейтральному. Другим подходом к пониманию эстетической потребности является теория эмпатии. Суть данного подхода заключается в том, чтобы субъект как бы переносит свои переживания на объект искусства, идентифицируется с ним. Выготский предлагает понимать стремление человека к взаимодействию с произведениями искусства как необходимую (особую) форму социализации мира его чувств. Потребность человека в эстетическом переживании определяется тем, что индивидуальные чувства, эмоции, страсти преобразуются произведением искусства, обобщаются и становятся «культурными».

Потребность в достижении - впервые описана Мюрреем и впоследствии исследована МакКлелландом. Потребность в достижении – устойчивая характеристика личности. МакКлелланд обнаружил, что среди предпринимателей 83% демонстрировали высокую выраженность мотивации достижения, а среди наемных работников только 21%.

Альтруистическая мотивация – Альтруистическое поведение – действия, направленные на поддержку других, реализующие конкретные виды помощи. Две концепции: биологическая и культурно-ориентированная. Биологическая концепция: альтруизм существует, т.к. полезен для выживания вида. Доукинс: неизменная подчиненность внешне альтруистических поступков эгоистическим побуждениям. Аронфрид: в основе альтруистического поведения лежит предрасположенность к переживанию эмоционального состояния другого человека. Подкреплением здесь выступает удовольствие, которое человек получает при виде своего альтруистического поступка. Культурно-ориентированный подход: альтруистическое поведение является социально поощряемым во всех культурах и обществах. Хекхаузен:в обществе формируются особые нормы альтруизма, среди которых выделяется «норма ответственности» и «норма взаимности». Норма социальной ответственности требует оказания помощи во всех случаях, когда нуждающийся находится в зависимости от потенциального субъекта помощи (помощь слабому). Норма взаимности представляется универсальным принципом социального взаимодействия и происходящего в обществе обмена материальными и социальными благами, действиями, благодеятниями и вредом (ты мне – я тебе). Культурно задается и приемлемый «уровень» альтруизма.

Удовлетворение потребностей.Важным являются процессы опредмечивания и распредмечивания. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Внутренняя готовность к действию приобретает конкретную направленность – становится деятельностью. Деятельность всегда мотивирована, т.е. детерминирована мотивом – предметом, на который направлена. Возможность процесса распредмеивания потребностей обеспечивает гибкость и вариативность поведения, как при изменениях внешнего мира (среды обитания животных или условий жизни человека), так и в связи с изменениями самого субъекта, что особенно важно для жизнедеятельности личности.

Иерархическая организация мотивационной сферы личности. Боулби выделяет в качестве первичной потребности, присущей новорожденным – потребность в привязанности. Все остальные потребности из этой первичной потребности. Одна потребность рассматривается как главная, а все другие как её более менее отдаленные производные. (в психоанализе)

Альтернативой концепциям «единого мотива» являются модели, где потребности рассматриваются как равноправные. Они не выводятся одна из другой, не могут быть сведены друг к другу. Выделяются уровни потребностей, потребность более высокого уровня может стать явной лишь тогда, когда потребность более низкого уровня минимально удовлетворена. Однако, однажды появившись, потребность более высокого уровня не утрачивает своего мотивирующего потенциала даже при депривации более низких. Первая работа, реализующая данную модель соотношения различных потребностей, выполнена Брентано в начале 20 века. Он расположил потребности в порядке их неотложности для человека. Потребность в пище, половая потребность, потребность «признания другими», религиозная потребность(потребность в заботе о своем благе после смерти). Затем потребности в образовании, в науках и искусстве, потребность творчества.

Иерархическая пирамида потребностей по Маслоу: физиологические потребности (пища, сон, воздух), потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в признании, потребность в самоактуализации. Модель Маслоу предполагает, что путь развития мотивационной сферы человека заключается в последовательном пробуждении и удовлетворении все более высоких потребностей вплоть до высшей - потребности в самоактуализации.

Психоаналитические концепции изменения мотивации. В классическом психоанализе Фрейдаподразумевается единый, хотя и диалектически противоречивый, источник всего богатства мотивационных проявлений личности (морбидо и либидо). Динамика развития личности заключается в смене объектов, на которые направлена мотивация с помощью продуктивного механизма сублимации и невротических механизмов (вытеснение, фиксация, регрессия и т.п.). Зрелость личности определяется способностью направить психическую энергию сексуальных и разрушительных потребностей в социально нормированное русло, например, на общественно полезный труд, создание семьи и т.п.

По Мюррею, единичей исследования поведения человека служит эпизод, в котором организм и среда образуют неразрывную целостность. Субъект не просто реагирует на ситуацию, но активно создает её. Долговременная единица анализа – это индивидуальная жизнь трактуется как последовательность элементарных эпизодов. В эпизоде встречаются потребность индивида и давление ситуации. Давление – некоторое воздействие, оказываемое ситуацией на субъекта. Два типа давления: альфа-давление – объективные требования ситуации и бета-давление – субъективную интерпретацию этих объективных требований ситуации. Потребность и давление содержательно соответствуют друг другу: давление актуализирует соответствующую ей потребность, потребность ищет соответствующее ей давление. Мюррей описал 20 потребностей (например, потребность в автономии, доминировании, в порядке, в защите, в игре и т.п.) и 16 типов давлений (например, отсутствие родителя, одиночество, недостаток общения, опека и т.п.). Результат взаимодействия потребности и давления Мюррей назвал «темой». Жизнь человека есть сплетение тем. От термина «тема» произошло название знаменитого Тематического апперцептивного теста (ТАТ), разработанного для диагностики ведущих тем жизни личности.

Леонтьев: Путь развития мотивационной сферы личности заключается в увязывании различных деятельностей в сложную иерархическую структуру. Их узлы завязываются в этой системе социальных связей и реальностей, в которой находится субъект деятельности. Соответственно включению в системы деятельности и складывается мотивационная сфера личности. При этом определяющей на каждом этапе развития мотивации является ведущая деятельность.

Закон Йоркса-Додсона.Оптимум мотива­ции изменяется, очевидно, при каждой задаче. Йорке и Додсон провели в 1908 г. важный эксперимент, который дал одинаковые результаты на крысах, цыплятах, кошках и человеке. Задача состояла в различении двух яркостей, при этом один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Задача была более или менее сложной и предполагала три уровня трудности различения. Кроме того, предусматривались три уровня мотивации, а именно: слабый, средний или сильный электриче­ский удар как наказание за ошибки. «С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяю­щаяся оптимальную скорость научения, должна приближаться к порого­вой величине». Это означает, что в случае трудной задачи оптимум дос­тигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответ­ствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах. То есть для достижения оптимальной скорости обучения с увеличением трудности задачи интенсивность поощрения или наказания должна уменьшаться.

Теория «мотивационного поля» К.Левина и экспериментальные исследования ситуативной мотивации. Феномен Зейгарник. Уровень притязаний. Мотивация достижения и мотивация избегания неудачи. Ситуативная мотивация и устойчивые мотивационные тенденции личности.

Жизненное пространство является ключевым понятием (поле). Поле – жизненное пространство чел-ка, представляющее собой множество взаимосвязанных фактов, кот. определяют поведение чела в конкретной ситуации в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкиваемых) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т.д. Все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение – это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени.

Психологическое пространство состоит из разных секторов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Факт жизненного пространства – все, что может быть осознанно человеком. Событие – результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству, тем большее влияние он оказывает. Психологическое окружение – совокупность психологических фактов, определяющих поведение человека в данной ситуации и в данный момент времени. Человек и его окружение образуют жизненное пространство, в котором человек находится в каждый данный момент времени. Жизнь человека проходит здесь и сейчас. Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. К.Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем – желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность. Под валентностью понимается свойство объекта (предмета, ситуации) притягивать или отталкивать . Валентность м.б. «+», «-» и нейтр. Левин: основные задачи психологии – в конечном итоге создать теорию, с помощью которой можно объяснить поведение конкретного человека в любой ситуации. Другие задачи психологии – управлять поведением и предсказывать его. Предмет психологии – изучение человека в контексте того окружения, в котором он каждый момент времени находится.

Особенности человека. Это 2 вида мотивов – истинные потребности (состоят из врожденных или инстинктивных, стремления человека к достижению центральных волевых целей – это отдалённые цели, задающие направление жизни человека) и квазипотребности (побуждение к действиям, направленное на достижение определённого результата в конкретной ситуации, возникают в связи с намерением человека совершить действие). Квазипотребность есть составная часть намерения. Побуждение связанные с намерением – особый вид потребности – это квазипотребности. Ситуативная мотивация побуждает и направляет человека в конкретной ситуации. Базовые потребности для Левина – истинные, и их недостаточно для характеристики полной деятельности. Любая деятельность состоит из совокупности преднамеренных действий, для выполнения каждого из которых нужна определённая ситуация. Истинная потребность составляет основу, на которой возникает квазипотребность.

Исследования: Ситуативное запоминание материала. Провела Б.В.Зейгарник. Левин и Зейгарник обедали в ресторане. Он позвал официанта и попросил перечислить их заказ. Официант всё сказал без блокнота. Потом то, что заказал другой столик. Он не всё помнил. Первый заказ помнил, т.к. было намерение получить с посетителей деньги. Ситуативное запоминание материала связано с намерением и квазипотребностью. Эксперимент Зейгарник: предлагала выполнить испытуемым 20-22 коротких заданий. Чем быстрей, тем лучше (прим-вылепить из пластилина животное). Не давали выполнить некоторые задания до конца, экспериментатор прерывал. После последнего задания просили рассказать, что они вспомнили. Количество незавершённых заданий, кот. вспомнили больше в 1,9 раза, чем завершённых. Это происходит, т.к. намерение выполнить не реализовано и связанные с ним квазипотребности. Основные факторы, влияющие степень выраженности эффекта Зейгарник: 1) истинные потребности испытуемых, т.к. сила квазипотр напрямую зависит от них 2) валентность или привлекательность заданий. 3) степень близости испытуемых к завершению задания. 4) установка на воспроизведение.

Исследование забывания намерений.Гипотеза: намерение забывается в случае замещения его схожим. Проверка гипотезы была осуществлена Г.В. Биренбаум.Испытуемые выполняли серию различных заданий, каждое из которых нужно было подписать. В одном из заданий от испытуемых требовалось изобразить свою монограмму. В результате почти всегда намерение (поставить подпись) забывалось при выполнении монограммы, т.е. при выполнении родственного действия. Правда, если монограмма была художественно оформлена, подпись испытуемые не забывали ставить.Если намерение связано с основной деятельностью, то оно не забывается. Забывание такого намерения происходит при деструкции деятельности.

Исследование замещающих действий.А. Малер и К. Лиссер провели такой опыт. Гипотеза: однородные задания носят характер замещающих действий, т.е. действий, разряжающих напряжение в системе.Гипотеза подтвердилась – процент возврата к незавершенным заданиям был совсем невысок. Согласно теории Левина, это объясняется тем, что квазипотребности могут находиться в состоянии коммуникации, при которой энергия из одной системы переходит во вторую. Для дифференцированной психики взрослого человека характерна высокая степень коммуникации квазипотребностей.Согласно теории Левина, динамические процессы могут также разряжаться в нереальном, т.е. в воображаемом плане: мечтах, фантазиях.На изучение замещающих действий был направлен эксперимент Слиосберг. Детям давалось лакомство. Через некоторое время экспериментатор предложил детям «поесть» искусственные конфеты из папье-маше. На это они реагировали агрессией и непониманием. Но когда экспериментатор перед тем, как предложить несъедобные конфеты, ввел в ситуацию игровой элемент, то эффект привел к тому, что дети стали «есть» эти конфеты. Следовательно, замещение может наступать в нереальном плане.

Исследование уровня притязаний.Хоппе положил начало исследованию уровня притязаний. Он предположил, что деятельность человека зависит не от объективных характеристик сложности работы, а от его оценки собственных возможностей в решении проблемы, т.е. от уровня притязаний.Участникам предлагалась серия от 14 до 18 заданий. Испытуемые знали, что задание тем сложнее, чем выше его порядковый номер, и имели возможность сами выбирать трудность выполняемого задания. По ходу решения заданий они могли менять последовательность их выполнения и, когда сочли бы нужным, закончить работу.В результате выявилось, что выбор степени трудности задания зависит от успешного или неуспешного выполнения предыдущего задания, а само переживание успеха или неуспеха зависит от отношения испытуемого к цели.

Ещё одна проблема, поднятая в рамках школы К.Левина – это вопрос о том, задачи какой сложности ставит перед собой тот или иной человек. Одни люди стремятся достичь максимально высоких результатов и готовы для этого рисковать, а другие исповедуют принцип «лучше синица в руке, чем журавль в небе». Данный феномен был назван «уровнем притязаний». Значение имеет не объективная успешность деятельности, а субъективное совпадение предполагаемого и реального результата (например, оценка «хорошо» будет воспринята как личный триумф студентом с низким уровнем притязаний и как провал студентом-отличником с высоким уровнем притязаний).

Теория К.Левина повлияла на Дж. Аткинсона и его теорию мотивации достижений:он полагал, что выбор того или иного поведения человеком определяется двумя тенденциями - добиваться успеха и избегать неудачи. Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости деятельности. Она создается следующими факторами: личностным - мотивом, или потребностью достижения, и двумя ситуационными - ожиданием, или субъективной вероятностью успеха, и побуждающей ценностью успеха. Тенденция избегать неудачи понимается как сила, подавляющая у индивидуума выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Тенденция избегать неудачи проявляется в том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи. Эта тенденция создается личностным фактором - мотивом избегания и ситуационным - ожиданием, или субъективной вероятностью неудачи. Мотив избегания представляет собой общее предрасположение индивида избегать неудачи. Предполагается, что мотив — устойчивая личностная характеристика, которая оценивается при помощи опросников тревожности. Теория Дж. Аткинсона предполагает, что все обладают одновременно и мотивом достижения, и мотивом избегания. Поэтому в ситуации выбора у человека возникает конфликт между тенденцией стремиться к успеху, которая вызывает действия, ведущие к успеху, и тенденцией избежать неудачи, которая подавляет действия, ведущие к неудаче. Предполагается, что этот конфликт разрешается алгебраически в виде результирующей тенденции.

Наши рекомендации