V. Методика исследования аналитичности мышления.
Цель исследования: определить уровень развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченнoro времени.
Материал и оборудование: бланк с 15 рядами чисел, оставленными по определенной закономерности (вариант VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра), ручка и секундомер.
Процедура исследования:
Группа разделяется на пары, в каждой из которых распределяются роли испытуемого и экспериментатора; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому выдается бланк с 15 рядами чисел, проставленными в определенной последовательности. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания испытуемым.
Инструкция испытуемому: «В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью требуется продолжить каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 мин. Не следует задерживаться долго на одном ряду; если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо от последнего числа, имеющегося в данном ряду».
Тестовый бланк
№ | Числовые ряды | |||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
1/2 | 1/4 | ………………………. | ||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. | ||||||||
………………………. |
По истечении 7 мин дается команда «Стоп!».
Обработка и анализ результатов:
В процессе обработки результатов с помощью ключа подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов чисел. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается.
Ключ:
Номер числового ряда | Продолжение числового ряда | Номер числового ряда | Продолжение числового ряда | Номер числового ряда | Продолжение числового ряда |
16; 18 | 11;3 | 1;4 | |||
27; 30 | 1/8;1/16 | 279; 282 | |||
384; 768 | 64; 81 | 30; 23 | |||
17; 20 | 6; 4 | 15; 12 | |||
4; 2 | 76; 78 | 30; 33 |
Анализ результатов:
Уровень выраженности аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.
Если испытуемый решил 14 - 15 рядов, то его уровень выраженности аналитичности мышления очень высокий, или отличный; если 11 - 13 - высокий, или хороший; если 8 - 10 - средний, или удовлетворительный; если 6 - 7 - низкий, или неудовлетворительный; если 5 и менее - очень низкий.
Аналитичность является важной характеристикой мышления, проявляющейся в индуктивности мышления и способности оперировать объектами, в данном исследовании - числами. Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать информацию, находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, составляет основу общих способностей человека и необходима для успешного овладения разными видами деятельности.
Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам.
Внесите результаты исследований в таблицу:
Количество решенных рядов | |
Уровень выраженности аналитичности мышления |
- Методика исследования рефлективности мышления.
Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.
Материал и оборудование: бланк с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.
Процедура исследования:
Группа разделяется на пары по принципу: испытуемый и экспериментатор; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому предлагается тестовый материал с анаграммами; экспериментатор фиксирует время выполнения каждой анаграммы в протоколе исследования.
Инструкция испытуемому: Вам предлагаются для решения анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Необходимо работать быстро, поскольку время решения каждой анаграммы фиксируется.
Протокол исследования
Номер анаграммы | Время | Самоотчет испытуемого о решении анаграмм |
Тестовый материал
1. ЛБКО | 6. ЕРАВШН | 11.ОКАМДНРИ |
2. РАЯИ | 7. РКДЕТИ | 12. ЛГНИЗОМЕ |
3. УПКС | 8. АШНРРИ | 13. РБКАДОЛЕ |
4. ГИАР | 9. ЛФЖАКО | 14. ЛКБУИНАК |
5. ТИГО | 10. РГПУАП | 15.ТОРКТЫАК |
После окончания исследования экспериментатор просит испытуемого объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он последовательности расположения букв и какие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе.
Обработка и анализ результатов:
В ходе обработки результатов необходимо получить показатель уровня выраженности рефлексивности мышления, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы.
Для получения показателя уровня выраженности рефлексивности мышления за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы (см. ключ к решению анаграммы). Показатель уровня выраженности рефлексивности мышления определяется путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.
Ключ
Номер анаграммы | Порядок перестановки букв |
1-5 | 2 1 4 3 |
6-10 | 2 1 4 3 6 5 |
11-15 | 2 1 4 3 6 5 8 7 |
Уровни выраженности рефлексивности мышления | |
0-0,3 | Низкий |
0,31-0,7 | Средний |
0,71-1,0 | Высокий |
Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм.
Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.
При анализе результатов, в первую очередь, важно определить стратегию решения испытуемым анаграмм, выяснить, как протекал у него мыслительный процесс.
Стратегия решения может быть:
§ хаотической, при которой поиск решения отличается бессистемностью и сопровождается выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; создаваемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;
§ формально-алгоритмической, для которой характерен последовательный перебор возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся; при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане, а регулирование в смысловом аспекте - явно недостаточно;
§ содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам; преобладающим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно - личностном и рефлексивном;
§ свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.
Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, которое обнаруживается при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.
Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Рефлексивность выполняет функцию контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В данном исследовании о высоком уровне выраженности рефлексивности мышления свидетельствует показатель ранга не ниже 12 – 13.
Результаты исследования внесите в таблицу:
Показатель | Численное значение |
время | |
ранг | |
рефлективность | |
Стратегия решения |