III. Методика «Сложные аналогии»

Цель: методика используется для выявления того, насколькоиспытуемому доступно понимание сложных логических отношений ивыделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемыхподросткового, юношеского возраста и взрослых.

Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а так же распространение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой. Методику рекомендуется использовать только при наличии среднего, а лучше всего высшего образования.

Ход эксперимента:

Методика состоит из двух этапов. Вначале испытуемым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов разных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно или, в крайнем случае, с помощью экспериментатора определить эти связи. Если испытуемый оказывается не в состоянии выполнить эту часть задания, дальнейшее проведение эксперимента не имеет смысла. В случае положительного результата переходят ко 2-й части методики. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция:«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.

Материал к методике:

Шифр

А. Овца - стадо

Б. Малина - ягода

В. Море - океан

Г. Свет - темнота

Д. Отравление - смерть

Е. Враг – неприятель

1. Испуг - бегство АБВГДЕ
2. Физика - наука АБВГДЕ
3. Правильно - верно АБВГДЕ
4. Грядка - огород АБВГДЕ
5. Пара - два АБВГДЕ
6. Слово - фраза АБВГДЕ
7. Бодрый - вялый АБВГДЕ
8. Свобода - воля АБВГДЕ
9. Страна - город АБВГДЕ
10. Похвала - брань АБВГДЕ
11. Месть - поджег АБВГДЕ
12. Десять - число АБВГДЕ
13. Плакать - реветь АБВГДЕ
14. Глава - роман АБВГДЕ
15. Покой - движение АБВГДЕ
16. Смелость - геройство АБВГДЕ
17. Прохлада - мороз АБВГДЕ
18. Обман - недоверие АБВГДЕ
19. Пение - искусство АБВГДЕ
20. Тумбочка - шкаф АБВГДЕ

Обработка результатов:

Правильные ответы:

Типы связей:

А. Овца – стадо – часть – целое.

Б. Малина – ягода – род – вид.

В. Море – океан – степень.

Г. Свет – темнота – антонимы.

Д. Отравление – смерть – причина – следствие.

Е. Враг – неприятель – синонимы.

Вторая часть методики

Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный - 0 баллов. Результаты суммируются. Максимально возможный результат - 20 баллов, результаты менее 10 баллов считаются неудовлетворительными.

Баллы
Кол-во правильных решений:   20–   16-15 14-12 11-10 9-8

Анализ результатов:

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательного анализа ошибок и рассуждений, то есть при индивидуальном обследовании), можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

ОЦЕНКА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Наши рекомендации