Тема: Мотивационно-личностные аспекты деятельности
Цель: формирование представлений о мотивационно-личностных аспектах деятельности, механизмах образования мотивов, этапах формирования и развития потребности, внешней и внутренней деятельности, основные этапах развития деятельности в онтогенезе.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Потребность как исходная форма активности живых организмов. Классификация потребностей.
2. Основные этапы формирования и развития потребности.
3. Мотив деятельности. Виды мотивов.
4. Соотношение мотивов и сознания (мотивы-цели и неосознаваемые мотивы).
5. Мотивационная сфера личности.
6. Этапы формирования мотивов.
7. Внешняя и внутренняя деятельность.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: в ходе занятия студент должен дать характеристику потребности как исходной форме активности живых организмов; описать различные подходы к классификации потребностей - по происхождению (органические и социальные) и предмету (материальные и духовные). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По второму вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об основных этапах формирования и развития потребности; студент должен знать понятия «опредмечивание потребности». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о понятии «мотив деятельности» «ведущий мотив», «мотив-стимул», о полимотивированности человеческой деятельности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об осознаваемых («мотивы-цели») и неосознаваемых (эмоции и личностный смысл) мотивах. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По пятому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о связи мотивов и личности; студент должен охарактеризовать понятие мотивационной сферы личности, раскрыть содержание понятия «конфликт мотивов». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По шестому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о механизме образования мотивов - механизме сдвига мотива на цель; студент должен охарактеризовать основные этапы формирования мотивов (этап осознания побуждения, этап принятия мотива, этап реализации мотива, этап закрепления мотива, этап актуализации побуждения). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По седьмому вопросу: студент должен иметь представление о строении внешней и внутренней деятельности человека, их сходствах и различиях; знать понятие «внутренняя деятельность», «интериоризация», «экстериоризация», основные черты и функции внутренней деятельности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
Основные понятия:деятельность,цель, потребность, опредмечивание потребности, мотив, мотивация, мотивы-стимулы, мотивы-цели, личностный смысл, влечение, желание, интерес, установка, склонность, внутренняя деятельность.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.
2. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 2005.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
2. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
3. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
4. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
5. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
6. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
7. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Конспект: «Проблема деятельности в психологии» (С. 73-123); «Деятельность и сознание» (С. 124-158); «Деятельность и личность» (С. 159-189) // Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005.
2. Изучить документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации // Ж. Годфруа. Что такое психология? - М., 1996. - С. 264.
Темы рефератов:
1. Формирование познавательной мотивации в деятельности учения.
2. Факторы успешной деятельности.
3. Неосознаваемые мотивы деятельности.
4. Виды мотивационных состояний.
Программированный контроль знаний: