Тема: Мотивационно-личностные аспекты деятельности

Цель: формирование представлений о мотивационно-личностных аспектах деятельности, механизмах образования мотивов, этапах формирования и развития потребности, внешней и внутренней деятельности, основные этапах развития деятельности в онтогенезе.

Организационная форма занятия:семинар.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Потребность как исходная форма активности живых организмов. Классификация потребностей.

2. Основные этапы формирования и развития потребности.

3. Мотив деятельности. Виды мотивов.

4. Соотношение мотивов и сознания (мотивы-цели и неосознаваемые мотивы).

5. Мотивационная сфера личности.

6. Этапы формирования мотивов.

7. Внешняя и внутренняя деятельность.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: в ходе занятия студент должен дать характеристику потребности как исходной форме активности живых организмов; описать различные подходы к классификации потребностей - по происхождению (органические и социальные) и предмету (материальные и духовные). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По второму вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об основных этапах формирования и развития потребности; студент должен знать понятия «опредмечивание потребности». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о понятии «мотив деятельности» «ведущий мотив», «мотив-стимул», о полимотивированности человеческой деятельности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об осознаваемых («мотивы-цели») и неосознаваемых (эмоции и личностный смысл) мотивах. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По пятому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о связи мотивов и личности; студент должен охарактеризовать понятие мотивационной сферы личности, раскрыть содержание понятия «конфликт мотивов». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По шестому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о механизме образования мотивов - механизме сдвига мотива на цель; студент должен охарактеризовать основные этапы формирования мотивов (этап осознания побуждения, этап принятия мотива, этап реализации мотива, этап закрепления мотива, этап актуализации побуждения). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По седьмому вопросу: студент должен иметь представление о строении внешней и внутренней деятельности человека, их сходствах и различиях; знать понятие «внутренняя деятельность», «интериоризация», «экстериоризация», основные черты и функции внутренней деятельности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

Основные понятия:деятельность,цель, потребность, опредмечивание потребности, мотив, мотивация, мотивы-стимулы, мотивы-цели, личностный смысл, влечение, желание, интерес, установка, склонность, внутренняя деятельность.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.

2. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 2005.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор

2. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

3. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

4. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

5. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

6. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

7. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Конспект: «Проблема деятельности в психологии» (С. 73-123); «Деятельность и сознание» (С. 124-158); «Деятельность и личность» (С. 159-189) // Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005.

2. Изучить документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации // Ж. Годфруа. Что такое психология? - М., 1996. - С. 264.

Темы рефератов:

1. Формирование познавательной мотивации в деятельности учения.

2. Факторы успешной деятельности.

3. Неосознаваемые мотивы деятельности.

4. Виды мотивационных состояний.

Программированный контроль знаний:

Наши рекомендации