Тема: Общая психологическая характеристика деятельности.

Цель: формирование представлений о категории деятельности, структуре и основных видах деятельности человека; об основных положениях психологической теории деятельности.

Организационная форма занятия:семинар.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Общая психологическая характеристика деятельности: побудительные причины, цели, задачи.

2. Виды деятельности человека.

3. Действие как единица анализа деятельности. Принципы психологической теории деятельности.

4. Операционально-технические аспекты деятельности: операции, психофизиологические функции.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: в ходе занятия студент должен дать общую психологическую характеристику деятельности человека, описать отличия деятельности от поведения и активности, охарактеризовать побудительные причины, цели, задачи. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По второму вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об основных видах человеческой деятельности (игра, учение, труд); в ходе занятия студент должен описать основные типы игр (индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые, игры с правилами) и этапы их развития, отличия между игровой и трудовой деятельностью, между учебной и трудовой деятельностью; охарактеризовать понятие «ведущий вид деятельности». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о центральном компоненте деятельности – действии, об основных характеристиках действия; в ходе занятия студент должен охарактеризовать основные принципы психологической теории деятельности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об операционально-технических аспектах деятельности (операции, психофизиологические функции); в ходе занятия студент должен дать характеристику уровню операций и уровню психофизиологических функций, раскрыть понятия «навык» и «автоматические действия». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

Основные понятия: деятельность, активность, мотив, цель, задача, игра, учение, труд, ведущий вид деятельности, действие, операция, навык, потребности, умения, привычка.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.

2. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 2005.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор

2. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии

4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

5. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

7. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Конспект: «Задачи и мотивы деятельности. Труд. Игра. Учение» // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. С. 465-510.

2. Конспект: «Психологическая теория деятельности» // Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006. С. 95-128.

3. Зарисовать схему «Сущность и структура деятельности» // Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006. С. 84

Темы рефератов:

1. Виды человеческой деятельности, их классификация.

2. Специфика человеческой деятельности. Отличие деятельности человека от активности животных.

3. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

4. Разработка и развитие теории деятельности в трудах отечественных ученых.

Программированный контроль знаний:

1. Динамическая система взаимодействия субъекта с миром:

£ общение

£ поведение

R деятельность

£ научение

£ движение

Наши рекомендации