Тема: Зарубежная психология периода открытого кризиса (10-е - середина 30-х гг. XX в.). Основные школы психологии.
Цель: дать общую характеристику кризису в психологии (10-е - середина 30-х гг. XX в.); охарактеризовать основные научные школы периода открытого кризиса в психологии.
Организационная форма занятия:диспут.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Характеристика кризиса в психологии.
2. Основные научные школы периода кризиса в психологии:
а) бихевиоризм как новое направление в психологии (Дж. Уотсон, К. Халл, Б. Скиннер, Э. Торндайк);
б) Вюрцбургская школа (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер);
в) гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер);
г) глубинная психология (классический психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К.Г. Юнга);
д) французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, П. Жане);
е) описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен иметь представление о причинах исчезновения классической психологии сознания, дать общую характеристику кризису в психологии (10-е - середина 30-х гг. XX в.). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.
По второму вопросу: студент должен охарактеризовать основные научные школы периода кризиса в психологии: бихевиоризм (Дж. Уотсон, К. Халл, Б. Скиннер, Э. Торндайк), Вюрцбургская школа (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер), гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер), классический психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К.Г. Юнга, французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, П. Жане), описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005; Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.
Основные понятия: бихевиоризм, гештальтпсихология, Вюрцбургская школа, гуманистическая психология, когнитивная психология, психоанализ (фрейдизм).
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
2. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005.
3. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Лучинин А.С. История психологии. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
4. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х – середина 30-х годов ХХ в. – М., 1980.
5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
6. Якунин В.А. История психологии. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2001.
7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psychology.net.ru – «Мир психологии»
2. http://azps. ru – «А.Я. Психология»
3. bookap.by.ru – библиотека психологической литературы
4. http: //www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»
5. http: //www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»
6. http: //www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»
7. http: //magazine.mospsy.ru – «Московский психологический журнал»
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Заполнить таблицу «Итоги развития зарубежной психологии в период открытого кризиса (10-е - середина 30-х гг. XX в.)»:
Хронология | Представители | Основные идеи |
2. Конспект «Исторический смысл психологического кризиса» // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.2. – М., 1982. С.291-436.
3. Заполнить таблицу «Основные этапы развития психологии»:
Этап и время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования | Основные достижения |
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-е-30-х гг. XX в. | |||
Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60-е годы XX в. |
4. Заполнить таблицу «Психологические школы в конце XIX – начале XX века»
Школы | Представители | Предмет и задачи психологии | Содержание психики | Метод исследования |
Темы рефератов:
1. Общенаучная и социокультурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца XIX - начала XX в.
2. Основные этапы кризиса методологических основ в психологии и их влияние на последующее развитие психологии.
3. Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном.
4. Бихевиоризм - история формирования и основные идеи.
5. Рефлексология как наука о поведении человека: история формирования и ключевые положения.
6. Развитие психоанализа в 30-50-е годы XX века.
7. Формирование отраслевой структуры психологии в 60-е гг. XX столетия.
Программированный контроль знаний: