Иллюзии, эффекты и закономерности восприятия
Цель: с помощью наглядной демонстрации ряда изображений продемонстрировать реальность иллюзорных явлений, зрительных эффектов и закономерностей восприятия.
Оборудование. ксерокопии с изображением явлений зрительных иллюзий и эффектов; квадрат цветной бумаги (14смх14см), круг из цветной бумаги (диаметр 5 см); репродукции картин И.Шишкина, А.Лосенко, В.Сурикова, С.Васильева, С.Перова, Рафаэля Санти.
Ход работы. Первыми для ознакомления студентам предлагаются графические материалы с изображением иллюзий Мюллера-Лайера (прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами), Ястрова (две рядом изображенные фигуры одинаковы, но кажутся различными из-за большого различия двух соседних частей этих фигур), иллюзии контраста Эббингауза (один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших), иллюзия Цельнера (параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других линий), иллюзия неколлинеарности Поггендорфа (отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими одной прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях) и другие изображения.
Студенты переносят рисунки в тетрадь и при этом могут убедиться в устойчивости иллюзий, воспринимаемых как искажения правильно выполненных ими рисунков и изображений.
На втором этапе занятия производится демонстрация графических изображений эффектов восприятия. Это треугольник Пенроуза (эффект логического противоречия), эффект физиологического нистагма (изображения мелких и средних квадратов, эффект последействия образа, затем движения (образ цветного пятна, сохраняющегося на белой поверхности; образ спирали раскручивающейся в обратном от начального направлении), эффект исчезновения видимого образа (изображения окружности и концентрических эллипсов).
Эффекты предъявляются студентам по мере их усложнения. Если логическое противоречие в изображении, физиологический нистагм наблюдают все испытуемые, то эффект последействия цвета и образа требует определенной степени сосредоточенности испытуемого на наблюдаемом объекте. Более сложный для наблюдения эффект исчезновения видимого образа.
Наблюдать его удается не сразу, а лишь после нескольких тренировочных наблюдений объекта. Исчезновение видимого образа происходит фрагментарно, по частям. Образ сохраняется тем дольше, чем больше смысла в нем заложено. Та часть образа, на которой наблюдатель сознательно концентрирует внимание, исчезает последней. Этот эффект позволяет наблюдателям прийти к заключению: что сенсорные системы способны к длительному восприятию сигналов лишь в тех случаях, когда эти сигналы изменяются. Стабильность и простота изображения вызывают прекращение процесса восприятия.
Мы воспринимаем вещи и предметы в соотнесенности с окружающей средой. Ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие чего-то означает приписывание этому "чего-то" определенного места в системе. Поэтому рассмотрение закономерностей восприятия предлагается начать со следующего опыта.
Опыт 1
Студенты получают вырезанные из бумаги квадрат (14х14 см) и кружок (диаметр 5 см). Дается задание: наилучшим, по их мнению, образом трижды разместить кружок на квадрате. Как правило, каждый из них размещает кружок при любой последовательности, но на таких позициях: в центре квадрата, по углам или на середине любой из сторон квадрата.
Таким образом выявляется предлагаемая Арнхеймом (4) единая структура зрительного восприятия: центр квадрата, его диагонали и середины сторон. В центре все силы находятся в состоянии равновесия, поэтому центральное расположение способствует наиболее спокойному состоянию. В центре же пересекаются силы образуемые вертикальными и горизонтальными осями квадрата. Точки расположенные на этих линиях, являются менее энергетичными и сильными, но и они обладают эффектом притягательного воздействия. Любое расположение объекта внутри квадрата, которое совпадает с одной из особенностей "структурного плана", будет вносить элемент стабильности при восприятии. Студенты уверенно воспроизводят именно такой план, как наиболее приемлемый и благоприятный для восприятия. Выявленная структурная схема отражает ряд закономерностей восприятия.
1. Неопределенное расположение объекта, колебание его в пространстве, затрудняет визуальную оценку, создает помехи перцептивному суждению наблюдателя. При неотчетливых ситуациях зрительно воспринимаемая модель перестает определять содержание того, что мы воспринимаем;
2. Восприятие всегда стремится к наиболее простой в структурном отношении конфигурации. В то же время элементы структуры должны находиться в состоянии равновесия: необходимо наличие двух или более сил, действующих в противоположных направлениях. Силы, которые находятся в равновесии остаются видимыми, воспринимаемыми (Лосенко "Подвиг киевлянина"). Стремительно бегущий юноша изображен в момент, когда он должен перепрыгнуть ручей.
Направление сил его движения физически ощутимо, ничто не придает ему собственной устойчивости. Равновесие фигуры воспринимается нами благодаря противоположному направлению бегущего коня на заднем плане и движения руки умирающего на земле воина.
3. Объект, расположенный в верхней части схемы тяжелее того, что помещен внизу, а расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем слева (Перов "Молодость и старость").
4. Направление диагонали от левого нижнего угла в верхний правый воспринимается как восходящее и набирающее высоту (Петров-Водкин "Красный конь", ) направление же от верхнего левого в нижний правый воспринимается как нисходящее (Рафаэль "Сикстинская мадонна" - с небес идет к людям, неся на руках Спасителя, Репин "Переход Суворова через Альпы" - стремительное скольжение людей вниз подчеркивается склоном горы, также направленным в правый нижний угол, Саврасов "Радуга", Шишкин "Лесной ручей".).
Анализ результатов. Студентам предлагается сформулировать и записать следующие выводы:
1. Наше восприятие характеризуется предметностью и целостностью, так как детерминировано внешним миром. На основе практики опыта, человек объединяет отдельные элементы в целостный образ. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира.
2. В процессе восприятия улавливаются определенные отношения между частью и целым. Каждая часть входит в целостный образ и приобретает значение лишь при соотнесении с целостным образом. Восприятие отдельных частей определяется особенностями целого и в то же время влияет на восприятие этого целого.
Лабораторная работа № 5