Целевые и поддерживающие роли в группе.
Целевые:Деятельность людей играющих эти роли, направлена на достижение целей группы.
1.Главный-«сидящий на главном стуле» Этот человек выполняет вполне конкретную ролевую функциональную задачу. Осознает и контролирует процесс деятельности и цели команды .Обращает внимание на каждого, учитывает интересы, мотивы деятельности людей в команде. Главная задача-создать условия, способствующие тому, что бы каждый член команды внес свой вклад.
2.Генератор идей-разработка новых идей ,подходов. Он инициирует деятельность своей команды. Без такого человека трудно достичь чего-то нового, оригинального.
3.Информатор-поиск и предоставление группе необходимой информации.
4.Эксперт-высказывает мнение или убеждение, оценка предложений выдвинутых членами группы.
5.Проработчик-разъясняет,приводит примеры, развивает мысль , прогнозирует дальнейшую судьбу предложения.
6.Координатор-разъясняет взаимосвязь между идеями суммирует предложения, интегрирует деятельность.
7.Завершатель-обобщать, суммировать все предложения, подводит итог.
Поддерживающие: направлены на поддержку функционирования.
1.Поощритель-поддерживает и налаживает климат в группе.
2.Придающий форму-поддержание работы в коллективе.
3.Исполнитель-следовать решениям команды.
4.Устанавливающий критерии-устанавливает критерии, которыми должна руководствоваться группа выбирая содержательные моменты.
5.Ответственный за внешние контакты-его задача связать внутренний мир группы с внешним.
Классификация командных ролей по Белбину
1.Координатор (руководитель, плановик)Способность видеть структуру процесса и спланировать процесс, распределить задания по исполнителям. Способность организовать деятельность всех участников процесса, способность быстро принимать решения.Чувство ритма процесса, умение видеть отставание какого-либо участка работы, умение мобилизовать ресурсы и перебросить их на требуемый участок.
2.КонтролёрВидение недостатков своих и чужих, недостатков в работе (учебе, преподавании) и поведении. Видение успехов и достижений своих и чужих, группы, подразделений и организации в целом. Коммуникабельность, стремление к установлению широких контактов.
3.Вдохновитель командыОтзывчивый, спокойный, восприимчивый и дипломатичный человек. Умеет выслушать других. Созидает, предотвращает трения и успокаивает людей.
4. МотиваторСпособность понимать людей, «входить в душу», чувствовать их настроение, то есть склонность к познанию психологии. Коммуникабельность, склонность к установлению широких контактов. Склонность к установлению дружеских связей с узким кругом лиц. Способность успокаивать людей.
5.АналитикБлагоразумный, стратегически мыслящий и проницательный. Рассматривает все варианты. Делает безошибочные выводы. Не хватает внутреннего импульса и способности побуждать других людей к действиям. Способность видеть во всем систему и ее элементы, способность объединять частности в единое целое, видеть взаимосвязь систем. Критичность к существующим порядкам, склонность к анализу деятельности, поведения, взглядов своих и каких-либо лиц, групп, организаций. Способность делать оценки своей и чьей-либо деятельности.
6.РеализаторДисциплинированный, надёжный, предусмотрительный и квалифицированный. Претворяет идеи в практические дела. Негибкий. Медленно реагирует на новые возможности. Способность превращать замыслы, предложения, идеи в практические дела, в реальный процесс, приводящий к результату. Коммуникабелен, склонен устанавливать контакты и связи с широким кругом лиц. Наличие желания, способностей и творчества в организации группы на получение результата, распределения работ (функций, ролей) в группе.
7. Генератор идей Креативный. Одарённый богатым воображением. Неортодоксальный. Решает сложные проблемы. Игнорирует детали. Слишком озабочен налаживанием эффективного общения. Обладает творческой направленностью в своей области занятий, своем поведении. Способность к оригинальным взглядам, мнениям и поступкам, выдумкам и предложениям. Коммуникабельность, склонность к установлению широких контактов.
8.Исследователь ресурсовСистемное видение какой либо работы, проекта, организации дела, умение выделить элементы, определить требуемые ресурсы. Коммуникабельность, склонность к установлению широких контактов. Склонность к аналитической работе, к оценке эффективности использования ресурсов.
9.Специалисты Глубокие знания своего дела. Самостоятельность в выборе технологии и принятии решений в профессиональной области. Организованность в личной работе и работе группы, команды.