Тема «ПАМЯТЬ И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ».
Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):
1. Определение и общая характеристика памяти человека. Виды и функции памяти.
2. Формирование и развитие памяти.
3. Пути, приемы и способы улучшения памяти человека.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Заполните таблицу «Теории памяти».
Теории памяти
Таблица
Название теории | Краткое описание | Основные представители |
2. Составить словарь терминов по следующим понятиям: амнезия, воспроизведение, забывание, запоминание, мнемоника, память, эпизодическая память, сохранение, реминисценция, узнавание, эйдетизм, генетическая память, оперативная память.
3. Составьте обобщенную схему видов памяти.
4. Заполните таблицу «Память».
Память
Таблица
Определение памяти | Процессы памяти | Виды памяти | Физиологические основы памяти | Характеристики памяти | Центр в коре головного мозга |
Основная литература:
1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.
2. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: «Астрель», 2008.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010.
4. Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.
Дополнительная литература:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т., т. 2., М., 1983.
3. Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены: Учебное пособие по курсу «Общая психология»: «Память». М.: ООО «Вопросы психологии», 2004.
Тема «МЫШЛЕНИЕ».
Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):
1. Понятие о мышлении: виды, операции, формы, механизмы.
2. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов.
3. Понятие об интеллекте и уровне его развития. Модели интеллекта (Спирмена, Торренса, Дж.Гилфорда). Проблема генотипической и средовой обусловленности уровня интеллектуального развития человека.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Прочитать и законспектировать Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей //Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987, с.331-340.
2. Заполнить таблицу «Виды мышления».
Виды мышления
Таблица
Вид мышления | Характерные особенности | Результат |
Наглядно-действенное | ||
Наглядно-образное | ||
Словесно-логическое | ||
Теоретическое | ||
Практическое | ||
Творческое | ||
Критическое |
Основная литература:
1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2007.
2.Общая психология: Курс лекций для ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – Учебник для вузов. - с. 262-290.
3. Психология мышления (хрестоматия по психологии) / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и др. – М.: АСТ: Астрель, 2008
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная литература:
1. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. – М.: Воронеж: НПО «Модэк», 1996.
2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.2. М., 1983.
4. Выготский Л.С. Мышление как особо сложная форма поведения. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. ‑ М.: Педагогика, 1991. – 480 с. – с. 190-214.
Тема «ВООБРАЖЕНИЕ».
Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):
1.Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.
2.Основные отличия воображения от образов памяти, мышления и восприятия.
3. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1.Прочитать и законспектировать:
а) Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987, с. 320-325.
б) Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. Под ред. проф. А.В. Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с. – С. 282-287.
2.Заполнить таблицу «Воображение».
Воображение
Таблица
Определение воображения | Физиологические основы воображения | Виды воображения | Функции воображения | Формы воображения |
3. Составить словарь терминов по следующим понятиям: агглютинация, акцентирование, воображение, опережающее отражение, творчество, творческое воображение, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение, образ.
4. Заполните таблицу «Способы создания образов воображения».