Виды памяти: эмоциональная и двигательная память. Их характеристики и основные закономерности функционирования.

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Как известно, эмоция является универсальным индикатором потребностного состояния человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Память сохраняет положительные и отрицательные переживания, связанные с событиями из прошлого. Эти переживания могут побуждать к действию или к отказу от действия, к поиску другого решения. Откладывающаяся в памяти информация о событиях как бы маркируется эмоциями, и от того, какую эмоциональную окраску получило данное событие, зависят особенности хранения его в памяти. Известно, что неприятные эпизоды, вступающие в конфликт с морально-нравственными установками, имеют тенденцию быстро забываться, из памяти могут “исчезнуть” целые годы ничем не примечательной жизни, а счастливые минуты хранятся годами. Подобная избирательность в запоминании, связанная с влиянием эмоций, присуща каждому человеку, однако у людей с преобладанием эмоциональной памяти она выражена особенно сильно. Этот вид памяти лежит в основе способности сочувствовать, сопереживать. У ребенка к концу первого полугода жизни могут наблюдаться первые проявления памяти. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной. ОПЫТ с крысой.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных навыков – практических, профессиональных и др. Признаком хорошей двигательной памяти является, например, физическая ловкость. При выраженном преобладании этого вида памяти над остальными любое событие запоминается в первую очередь с точки зрения его двигательного проявления или состава. Например, музыканту с хорошей двигательной памятью проще вспомнить какую-либо пьесу не в виде нотной записи или мелодии-звукоряда, а по движениям пальцев во время исполнения, аппликатуре. Слова могут запоминаться в плане их артикуляционного состава, т.е. движения, которые совершают язык и гортань при произнесении слова, поэтому люди с преобладанием двигательной памяти часто проговаривают про себя текст, который они собираются запомнить. Если лишить такого человека возможности проговаривать слова при воспроизведении, например вспомнить нужное слово с открытым ртом, то число ошибок воспроизведения резко возрастает. Этот способ может быть использован для диагностики двигательной памяти. Это самый древний вид памяти, она прочная и неуничтожима, т.к. от нее зависит выживание в окр среде. Без памяти на движения мы должны были бы разучиться осуществлять соответствующие действия. Но ведь при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точно так же в том же виде, как раньше. Конечно, имеется некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений характерна для движений письма (почерк) вне зависимости от обстоятельств (или для некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами) и т. д. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. Но мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством, если находимся в совершенно новых, непривычных условиях. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей. У ребенка двигательная память возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Можно отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.







Виды памяти: эмоциональная и двигательная память. Их характеристики и основные закономерности функционирования. - student2.ru 19.Кратковременная память: ее характеристики, основные закономерности и методы изучения. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. КП сохраняет то, что является важным для текущего поведения. Она хранит информацию от 30 сек до 30 мин. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. При выполнении любого более или менее сложного действия мы наблюдаем аналогичное явление. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). На успешность выполнения той или иной деятельности существенно влияет объем частей, так называемых оперативных единиц памяти. Поэтому формирование оптимальных оперативных единиц памяти имеет большое значение для запоминания материала.



6.Словесно-логическая память: ее особенности и основные закономерности.(+)

Этот вид памяти обеспечивает высшие психические проявления у человека и связан с наличием сознания, понятийного мышления. В семантической памяти существует ряд проблем. Одна из них - проблема семантических кодов, которые используются для фиксации смысловой информации.

Память человека может фиксировать то, что происходит сейчас и сохранять на короткие промежутки времени и может фиксировать и сохранять на длительные промежутки времени (практически на протяжении всей жизни). Т.о. выделяют два вида памяти по критерию продолжительности: КП (сохранение информации на короткий промежуток времени и затем она исчезает – стирается, забывается или куда-то передается) и ДП (долгосрочное сохранение информации). КП сохраняет то, что является важным для текущего поведения. ДП обслуживает адекватное поведение на более длительных отрезках времени, т.е. хранится та информация, которая связана с достижением целей, которые относятся к более далекому времени. КП обслуживает тактические интересы нашего поведения, связаны с ближайшим временем, а долговременная память обслуживает стратегические интересы поведения. Такое представление сохранялось до середины 20 столетия – это двухкомпонентная теория памяти. В середине 50гг эту схему было предложено видоизменить.

Виды памяти: эмоциональная и двигательная память. Их характеристики и основные закономерности функционирования. - student2.ru 18.Иконическая и эхоическая память. Мгновенная (иконическая) память – зрительная памятьзаключается в образовании мгновенного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной структуре. Этот отпечаток, или соответствующая физико-химическая энграмма внешнего стимула, отличается высокой информативностью, полнотой признаков, свойств (отсюда и название «иконическая память», т. е. четко проработанное в деталях отражение) действующего сигнала, но и высокой скоростью угасания (хранится не более 100—150 мс, если не подкрепляется, не усиливается повторным или продолжающимся стимулом).

Нейрофизиологический механизм иконической памяти, очевидно, заключается в процессах рецепции действующего стимула и ближайшего последействия (когда реальный стимул уже не действует), выражаемого в следовых потенциалах, формирующихся на базе рецепторного электрического потенциала. Продолжительность и выраженность этих следовых потенциалов определяется как силой действующего стимула, так и функциональным состоянием, чувствительностью и лабильностью воспринимающих мембран рецепторных структур. Стирание следа памяти происходит за 100—150 мс.Биологическое значение иконической памяти заключается в обеспечении анализаторных структур мозга возможностью выделения отдельных признаков и свойств сенсорного сигнала, распознавания образа. Иконическая память хранит в себе не только информацию, необходимую для четкого представления о сенсорных сигналах, поступающих в течение долей секунды, но и содержит несравненно больший объем информации, чем может быть использовано и реально используется на последующих этапах восприятия, фиксации и воспроизведения сигналов.

При достаточной силе действующего стимула иконическая память переходит в категорию краткосрочной (кратковременной) памяти. Кратковременная память — оперативная память, обеспечивающая выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций.

Эхоическая слуховая память -> звучание смыслообразующих элементов слова укладывается в 2 – 2,5 сек., т.е. этого достаточно чтобы человек смог услышать главное что образует смысл каждого слова. Когда развивалась сенсорно – перцептивная память она подстраивалась под эти особенности человеческой речи, с тем чтобы сохранить информацию на протяжении такого отрезка времени, который был бы достаточным для понимания смысла прозвучавшего слова. Информация из окружающей среды по слуховому каналу поступает сукцессивно, т.е. последовательно. Для того чтобы понять смысл звучащего слова надо последовательный процесс превратить в одномоментное представление информации. Сукцессивная или последовательно предъявляемая информация симультанирует, т.е. превращается в одномоментную. Совокупность всех элементов слова нам будут понятны только тогда, когда все они будут восприниматься одновременно, в совокупности.Сенсорная память выполняет функцию трансформации сукцессивно (последовательно) поступающей информации в симультанный (одномоментный) звуковой образ, т.е. сенсорная память (слуховая) обеспечивает формирование одномоментного звукового образа.


Наши рекомендации