Проектная, экспертная, научно-исследовательская деятельность в работе психолога.
Работа психолога, как и любого другого специалиста в ДОУ выстраивается как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью целенаправленно выбранных средств. Одним из современных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать их, сделать процесс обучения личностно-значимым. Метод проектов позволяет перейти от трансляционной передачи знаний к активным методам обучения. Проектирование – это осмысление на уровне идей и практическое воплощение того, чего нет, но что возможно и должно быть.
Предметом проектирования в образовании могут быть разные по сложности и объемности шаги развития системы, такие как:
-содержание образования (концепция, программа);
-план образовательной деятельности;
-педагогическая технология;
-контекст педагогической деятельности (образовательные ситуации, образовательная среда, пространство, взаимодействие «педагог-воспитанник» и д.
Запрос на проектирование в образовательном учреждении появляется тогда, когда возникает принципиально новая задача, требующая изменений на уровне системы работы ДОУ или отдельных звеньев этой системы. Особая роль здесь отводится психологу-проектировщику. Запрос на деятельность психолога-проектировщика образуется в тех частных, но не редких случаях, когда эта задача полностью или частично носит психологический характер.
Психолог- проектировщик может не только входить в большую проектную команду данного образовательного учреждения, выполняя свой участок работы, но и быть руководителем, «рулевым» проектировочного процесса.
Деятельность психолога- проектировщика могут запускать различные проблемные ситуации:
1.Программа развития ДОУ, в которой на основе проведенного анализа социального заказа и современных тенденций развития образования сформулированы цели проектирования дополнительных психологических условий воспитания дошкольников.
2.Результаты мониторинга воспитательно-образовательного процесса или
образовательных условий, показавшие снижение или недостаточно высокий уровень качества образования.
3.Результаты социологических опросов, психолого-управленческих экспертиз, выявивших проблемы в тех или иных подсистемах образовательной системы ДОУ.
4.Существенное изменение требований к деятельности ДОУ или его специалистов (например, утверждение федеральных государственных требований ООП ДО, новые требования к аттестации кадров и т. д.)
Проблемы, выявленные в процессе аналитической деятельности или специальных диагностических процедур, характеризуются высокой степенью неопределенности и многозначности. Психолог-проектировщик совместно с административной командой уточняет и конкретизирует проблему. Только после этого можно сказать, нужно ли ее решать с помощью проектировочной деятельности или требуется внедрение готовых методик и программ. Не менее важно на этом этапе работы проанализировать поставленную проблемную задачу на наличие в ней психологической составляющей. Может быть, по сути это социальный или педагогический проект?
Первым шагом в алгоритме действий психолога-проектировщика является:
-совместное с администрацией «доформулирование» проблемы до проектной задачи, выявление ее психологической составляющей.
Шаг второй
-формулирование ключевой проектной идеи (КПИ), создание рабочей модели проектируемого процесса или системы.
Это основа цели проектной деятельности. Она воплощает в себе замысел авторов, их представления о том, как, за счет какой инновации, какого научно обоснованного изменения в воспитательно-образовательном процессе или образовательной среде можно добиться результата, решить ту или иную психолого-педагогическую проблему. По сути дела, цель – это соединение в единой формулировке ключевой проектной идеи и конечного результата.
Шаг третий
Формулирование задач и разработка плана проектной работы – собственной и соразработчиков.
Шаг четвертый
Руководство проектной деятельностью педагогов, решение собственных
проектных задач. При необходимости – проведение обучающих и рефлексивных встреч проектной команды.
Шаг пятый
Мониторинг эффективной проектной работы.
Задача педагога-психолога помочь воспитателю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлась для каждого. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу, но и чувства, эмоции,
отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, отсутствует стереотип «делай как все», «рассказывай как все» и т. д.
Психолого-педагогическое сопровождение проектов ДОУ осуществляется на трех этапах:
-на этапе планирования проектной деятельности;
-на этапе проживания темы проекта;
-на этапе рефлексии по теме проекта.
На этапе планирования проектной деятельности – через определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга и непосредственного проведения диагностики с целью своевременного отслеживания и реализации в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции.
Психолого-педагогическое сопровождение на этапе проживания темы проектов проводится через совместное взаимодействие узких специалистов («техника парной педагогики» - педагога-психолога и учителя-логопеда, музруководителя и инструктора ФизО и т.д.), сотрудничество детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.
На этапе рефлексии – модель трех вопросов:
«Что мы знаем?»
«Что хотим узнать?»
«Что узнали?», а также опросники и анкеты обратной связи.
В настоящее время проекты классифицируются:
-по составу участников;
-по целевой установке;
-по тематике;
-по срокам реализации.
В практике дошкольных учреждений используют следующие виды проектов:
1.Исследовательские: дети экспериментируют, а затем оформляют свои наблюдения и действия в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2.Ролево-игровые( с элементами игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
3.Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн групповых помещений, витражи и др.).
4.Творческие (оформление результата в виде детского праздника, типа «театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то начиная с младшего дошкольного возраста используются ролево-игровые и творческие проекты («Любимые игрушки», «Азбука здоровья»).
Значимы и другие виды проектов:
Комплексные(«Мир театра», «Здравствуй, Пушкин», «Эхо столетий», «Книжная неделя»).
Межгрупповые («Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»).
Творческие («Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»).
Групповые («Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»).
Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо»,»Секреты бабушкиного сундука»).
Исследовательские («Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»).
Эффективность деятельности психолога-проектировщика находится в прямой зависимости от того, какова ситуация в ДОУ, а также от особенностей педагогического коллектива, который будет работать над проектом ДОУ, ориентированному на развитие, реализующему инновационные программы, имеющему ресурс(прежде всего кадровый).
В качестве управленческой поддержки для эффективной реализации модели требуются:
-организация работы творческой группы;
-организация систематического взаимодействия психолога-проектировщика и педагогов с целью сбора информации;
-формирование административного и педагогического заказа психологу на проектировочную и аналитическую деятельность;
-предоставление возможности для аналитической деятельности;
-наделение психолога полномочиями контролировать реализацию проекта.
Портфолио проекта
о Название проекта.
о Решаемая проблема(определение стартовой проблемы, ее причини следствий).
о Целевая группа (кому будет выгода и польза от данного проекта).
о Цель проекта(четко сформулированное, предельно ясное и конкретное
представление о результате) и ожидаемые результаты проекта.
о Этапы проекта (пути достижения цели).
о Команда проекта и функционал каждого из участников.
о Механизм привлечения участников к проекту(каким образом будет происходить привлечение участников к проекту).
о Ресурсы необходимые для реализации проекта.
о Риски проекта (и минимизация риска).
о Оценка результатов ( в какой форме, каким способом будут оцениваться результаты).
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ, а также образовательной деятельности взрослых. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Экспертная работа психологической службы (кол-во мероприятий) | |||||
Родители | Педагоги | ||||
Участие в консилиумах, комиссиях, совещаниях, собраниях и т.д. (кол-во мероприятий) | |||||
Темы мероприятий:
| |||||