Проектная, экспертная, научно-исследовательская деятельность в работе психолога.

Работа психолога, как и любого другого специалиста в ДОУ выстраивается как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью целенаправленно выбранных средств. Одним из современных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать их, сделать процесс обучения личностно-значимым. Метод проектов позволяет перейти от трансляционной передачи знаний к активным методам обучения. Проектирование – это осмысление на уровне идей и практическое воплощение того, чего нет, но что возможно и должно быть.

Предметом проектирования в образовании могут быть разные по сложности и объемности шаги развития системы, такие как:

-содержание образования (концепция, программа);

-план образовательной деятельности;

-педагогическая технология;

-контекст педагогической деятельности (образовательные ситуации, образовательная среда, пространство, взаимодействие «педагог-воспитанник» и д.

Запрос на проектирование в образовательном учреждении появляется тогда, когда возникает принципиально новая задача, требующая изменений на уровне системы работы ДОУ или отдельных звеньев этой системы. Особая роль здесь отводится психологу-проектировщику. Запрос на деятельность психолога-проектировщика образуется в тех частных, но не редких случаях, когда эта задача полностью или частично носит психологический характер.

Психолог- проектировщик может не только входить в большую проектную команду данного образовательного учреждения, выполняя свой участок работы, но и быть руководителем, «рулевым» проектировочного процесса.

Деятельность психолога- проектировщика могут запускать различные проблемные ситуации:

1.Программа развития ДОУ, в которой на основе проведенного анализа социального заказа и современных тенденций развития образования сформулированы цели проектирования дополнительных психологических условий воспитания дошкольников.

2.Результаты мониторинга воспитательно-образовательного процесса или

образовательных условий, показавшие снижение или недостаточно высокий уровень качества образования.

3.Результаты социологических опросов, психолого-управленческих экспертиз, выявивших проблемы в тех или иных подсистемах образовательной системы ДОУ.

4.Существенное изменение требований к деятельности ДОУ или его специалистов (например, утверждение федеральных государственных требований ООП ДО, новые требования к аттестации кадров и т. д.)

Проблемы, выявленные в процессе аналитической деятельности или специальных диагностических процедур, характеризуются высокой степенью неопределенности и многозначности. Психолог-проектировщик совместно с административной командой уточняет и конкретизирует проблему. Только после этого можно сказать, нужно ли ее решать с помощью проектировочной деятельности или требуется внедрение готовых методик и программ. Не менее важно на этом этапе работы проанализировать поставленную проблемную задачу на наличие в ней психологической составляющей. Может быть, по сути это социальный или педагогический проект?

Первым шагом в алгоритме действий психолога-проектировщика является:

-совместное с администрацией «доформулирование» проблемы до проектной задачи, выявление ее психологической составляющей.

Шаг второй

-формулирование ключевой проектной идеи (КПИ), создание рабочей модели проектируемого процесса или системы.

Это основа цели проектной деятельности. Она воплощает в себе замысел авторов, их представления о том, как, за счет какой инновации, какого научно обоснованного изменения в воспитательно-образовательном процессе или образовательной среде можно добиться результата, решить ту или иную психолого-педагогическую проблему. По сути дела, цель – это соединение в единой формулировке ключевой проектной идеи и конечного результата.

Шаг третий

Формулирование задач и разработка плана проектной работы – собственной и соразработчиков.

Шаг четвертый

Руководство проектной деятельностью педагогов, решение собственных

проектных задач. При необходимости – проведение обучающих и рефлексивных встреч проектной команды.

Шаг пятый

Мониторинг эффективной проектной работы.

Задача педагога-психолога помочь воспитателю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлась для каждого. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу, но и чувства, эмоции,

отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, отсутствует стереотип «делай как все», «рассказывай как все» и т. д.

Психолого-педагогическое сопровождение проектов ДОУ осуществляется на трех этапах:

-на этапе планирования проектной деятельности;

-на этапе проживания темы проекта;

-на этапе рефлексии по теме проекта.

На этапе планирования проектной деятельности – через определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга и непосредственного проведения диагностики с целью своевременного отслеживания и реализации в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе проживания темы проектов проводится через совместное взаимодействие узких специалистов («техника парной педагогики» - педагога-психолога и учителя-логопеда, музруководителя и инструктора ФизО и т.д.), сотрудничество детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

На этапе рефлексии – модель трех вопросов:

«Что мы знаем?»

«Что хотим узнать?»

«Что узнали?», а также опросники и анкеты обратной связи.

В настоящее время проекты классифицируются:

-по составу участников;

-по целевой установке;

-по тематике;

-по срокам реализации.

В практике дошкольных учреждений используют следующие виды проектов:

1.Исследовательские: дети экспериментируют, а затем оформляют свои наблюдения и действия в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2.Ролево-игровые( с элементами игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).

3.Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн групповых помещений, витражи и др.).

4.Творческие (оформление результата в виде детского праздника, типа «театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то начиная с младшего дошкольного возраста используются ролево-игровые и творческие проекты («Любимые игрушки», «Азбука здоровья»).

Значимы и другие виды проектов:

Комплексные(«Мир театра», «Здравствуй, Пушкин», «Эхо столетий», «Книжная неделя»).

Межгрупповые («Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»).

Творческие («Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»).

Групповые («Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»).

Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо»,»Секреты бабушкиного сундука»).

Исследовательские («Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»).

Эффективность деятельности психолога-проектировщика находится в прямой зависимости от того, какова ситуация в ДОУ, а также от особенностей педагогического коллектива, который будет работать над проектом ДОУ, ориентированному на развитие, реализующему инновационные программы, имеющему ресурс(прежде всего кадровый).

В качестве управленческой поддержки для эффективной реализации модели требуются:

-организация работы творческой группы;

-организация систематического взаимодействия психолога-проектировщика и педагогов с целью сбора информации;

-формирование административного и педагогического заказа психологу на проектировочную и аналитическую деятельность;

-предоставление возможности для аналитической деятельности;

-наделение психолога полномочиями контролировать реализацию проекта.

Портфолио проекта

о Название проекта.

о Решаемая проблема(определение стартовой проблемы, ее причини следствий).

о Целевая группа (кому будет выгода и польза от данного проекта).

о Цель проекта(четко сформулированное, предельно ясное и конкретное

представление о результате) и ожидаемые результаты проекта.

о Этапы проекта (пути достижения цели).

о Команда проекта и функционал каждого из участников.

о Механизм привлечения участников к проекту(каким образом будет происходить привлечение участников к проекту).

о Ресурсы необходимые для реализации проекта.

о Риски проекта (и минимизация риска).

о Оценка результатов ( в какой форме, каким способом будут оцениваться результаты).

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ, а также образовательной деятельности взрослых. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Экспертная работа психологической службы (кол-во мероприятий)  
  Родители   Педагоги      
Участие в консилиумах, комиссиях, совещаниях, собраниях и т.д. (кол-во мероприятий)  
Темы мероприятий:
  1. Укрепление здоровья детей, предупреждение утомления.
  2. Психологический портрет учителя.
  3. О профессиональной ориентации учащихся.
  4. День открытых дверей для родителей.
   
           

Наши рекомендации