Психологическое консультирование, формы организации и методы работы психолога
Психологическое консультирование– вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.
По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.
Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов.
В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультированию: гуманистический, когнитивный, бихевиоральный, психоаналитический (подробнее о сущности, видах, принципах и технологии консультирования см. в юните «Основы психологического консультирования»).
Консультативная работа в учебном заведении имеет отличие от той, которая осуществляется в иных консультациях тем, что психолог-консультант находится внутри ситуации социального взаимодействия учащихся, их родителей и педагогов. Это позволяет анализировать каждую проблему в единстве всех аспектов жизнедеятельности обучаемых, осуществлять консультирование в единстве с другими видами деятельности психолога. В процессе консультирования все проблемы педагогов, администрации рассматриваются только с учетом их взаимосвязи с проблемами психического и личностного развития учащихся, а не сами по себе.
В ходе консультирования решаются следующие задачи:
– оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим видам психологической помощи;
– оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
– информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения;
– повышение общей психологической грамотности обучаемых и персонала учебного заведения;
– мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;
– коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
– выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Обобщение опыта психологов образования показывает, что наиболее типичными проблемами, с которыми к ним обращаются различные категории людей, являются следующие [1, С. 75-77].
Воспитатели и учителя чаще всего обращаются по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование учебного детского коллектива, пути совершенствования собственных профессиональных умений, методы выявления развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие у них интереса и нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.
Учащиеся обращаются к психологу главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т.п.
Вот, например, проблемы, с которыми к психологу часто обращаются подростки и старшие школьники:
1. Субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с другими – застенчивость, страх, препятствующие общению; желание пользоваться большим успехом у сверстников; переживание чувства обиды на кого-то; давление и угрозы со стороны компании сверстников.
2. Взаимоотношения в семье – непонимание со стороны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы из дома; семейные конфликты, где подростки – не безучастные свидетели; беспокойство о членах семьи.
3. Проблема «мальчик – девочка» вне сферы секса – ссора с любимым человеком, страх потерять любовь, соперничество и ревность, желание привлечь внимание того, кто нравится, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т.д.
4. Секс и беременность – давление со стороны партнера с требованием интимной близости, ранняя беременность, переживание страха перед венерическими заболеваниями, СПИДом, сексуальные комплексы.
5. Нереализованная потребность в романтической любви, в ее духовных началах.
6. Школа – успеваемость, несправедливость со стороны учителей, отказ ходить в школу.
7. Проблемы жизненного предназначения, выбора профессии, ориентация в материально-экономических вопросах.
8. Проблемы, связанные с приемом медикаментов и химических веществ – поиск медицинской информации; опасения в связи с употреблением наркотиков, алкоголя и пр.
9. Досуг и молодежная рок-культура.
10 Личные проблемы и переживания – чувство вины, тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по поводу своего физического облика, переживание утраты смысла жизни и т.п.
При осуществлении возрастно-психологического консультирования психолог прежде всего опирается на понятие нормы психического развития. Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психического развития человека, его механизмов и особенностей на каждом этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) ® механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) ® содержание нормы психического развития (выбор направления изменения) [5, С. 75-78].
Возрастно-психологическое консультирование ориентировано на решение следующих задач:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к соответствующим специалистам.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
5. Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания и самораскрытия.
6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы по следующим вопросам:
– общая оценка уровня развития;
– сущность трудностей ребенка;
– степень их сложности;
– факторы, провоцирующие трудности;
– сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;
– условно-вариантный прогноз развития.
Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:
1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4. Наблюдение за ребенком (подростком) в естественных условиях.
5. Экспериментально-психологическое обследование учащегося.
6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.
7. Составление психологического диагноза учащегося.
8. Разработка психолого-педагогических рекомендаций.
9. Контроль за выполнением рекомендаций, динамикой психологического статуса ребенка, повторное консультирование.
Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
1. Уровень актуального развития включает:
а) возрастно-психологическую характеристику;
б) социальную ситуацию развития;
в) уровень развития ведущей деятельности и ее соответствие нормативам;
г) новообразования возраста, их развитие
) трудности и отклонения, их причины.
2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):
а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;
б) показ условий для оптимального развития.
Особенностью психолого-педагогического консультирования является наличие ситуации равноправного сотрудничества психолога и педагогов в поиске путей и методов решения проблем, связанных с воспитанием и обучением детей, подростков и юношей. Психолого-педагогическое консультирование основано на следующих принципах:
– равноправное взаимодействие психолога и педагога;
– формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;
– принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
– распределение профессиональных функций между педагогами и психологом [2, С. 50-51].
В организации психолого-педагогического консультирования выделяются следующие направления.
1. Консультирование педагогов-предметников и классных руководителей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия. Обращается внимание на соответствие учебных программ научным психолого-педагогическим и психофизиологическим требованиям к обучению школьников определенного возраста, уровню их развития и реальным возможностям. Обсуждению могут подлежать как содержательные, так и методические аспекты учебных программ.
2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или учебных групп. Инициатором консультирования может быть либо сам педагог, либо психолог, предлагающий учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке и задуматься над проблемой оказания ему помощи или поддержки.
3. Социально-посредническая работа психолога в ситуациях разрешения межличностных или межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель – ученик, учитель – учитель, учитель – родители и т.д.
Особенностью психолого-педагогического консультирования родителей является то, что семья юридически и этически «закрыта» для психолога. В то же время бесспорно, что большая часть проблем школьника – родом из семьи. Поэтому чрезвычайно важно формировать установку ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства психолога в семейную ситуацию. Психолого-педагогическое консультирование родителей выполняет следующие функции:
– информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
– консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения;
– получение дополнительной диагностической информации от родителей, помогающей выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе;
– психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.
Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным “получателем” психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их – задача клиента.
Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.
Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.
В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;
7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы”.
Консультирование педагогов
В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога
с педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:
1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
3. Ппринятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:
1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
3. консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает ' снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
Консультирование родителей
Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.