Психологическая служба в России
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 веков и связаны с так называемой педологией, которую И.А.Арямов (1928) определял как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности и в которой М.Я.Басов видел «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека…»
И только в конце 60-х годов у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки: внедрение системного дохода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности; выявления некоторых общих закономерностей психического развития; подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; улучшение психологической подготовки будущих учителей и др.
С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности.
Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас – Психологического института Российской Академии образования). Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования
В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учено-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.
Многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознают полезность психологической службы. Это формирует в обществе потребность в детских практических психологах. Поэтому создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают различной длительности курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений разного уровня и разной структуры для повышения квалификации работающих практических психологов образования.
Развитие психологической службы образования в России
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX?XX вв. и связаны с так называемой педологией, объединяющей в интересах практики результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека.
В 1930-е годы педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей. Многие крупные ученые-педагоги, педологи и психологи того времени (Н.К. Крупская, К.Н. Корнилов, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, Г.А. Фортунатов и др.) решительно возражали против широкого использования в школе тестов, научная обоснованность которых была весьма ненадежна, а в ряде случаев просто сомнительна. Широкое использование тестов в школе вело во многих случаях к необоснованным выводам по поводу умственного развития детей, переводам в специальные школы и т.д.
Так или иначе шел поиск предмета исследования, способов практической работы с ребенком, т. е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки неизбежны. Но ученым не дали возможности самим разобраться в существе проблем, их просто всех, не разделяя, осудили. Огульная и резкая критика педологии в печально известном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» повлекла за собой отрицание всего положительного, что было сделано отечественными учеными, так или иначе связанными с педологией.
Только в конце 60-х годов у нас в стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки: внедрение системного подхода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности; выявление некоторых общих закономерностей психического развития и разработка средств диагностики уровня развития; подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; улучшение психологической подготовки будущих учителей и др.
С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Появляются публикации, посвященные обсуждению теоретических проблем, чаще – анализу практического опыта использования психологии в практике школы. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых, как А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.А. Вяткин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, А.М. Прихожан, В.В. Рубцов, Н.Г. Салмина, Ю.Л. Сыэрд, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.
Обозначим основные вехи становления психологической службы образования в России [1, С. 14-19].
Большое значение для развития представлений о школьной психологической службе имел «круглый стол» «Психологическая служба в школе», который был организован журналом «Вопросы психологии» в 1983 году. В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы, определение уровня ее теоретико-методической обеспеченности и обсуждение организационных вопросов по дальнейшему развертыванию психологической службы в стране.
В 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы». В центре внимания участников секции стояли вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы.
Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас – Психологического института Российской Академии образования). Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования. В ходе эксперимента проверялись две основные модели этой службы: работа психолога непосредственно в школе и деятельность районного Центра психологической службы. На основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко используется в стране.
На Всесоюзной конференции «Научно-практические проблемы школьной психологической службы», проведенной названной выше лабораторией в 1987 г., были обсуждены теоретические, методические и научно-практические проблемы школьной психологической службы, определены основные направления деятельности психолога в школе, сформулированы дискуссионные, спорные вопросы, на которых необходимо сосредоточить первостепенное внимание психологов. Причем на этой конференции уже дискутировались вопросы не о том, нужна ли психологическая служба школы, а о том, как строить эту службу. В решении конференции записано, что организация школьной психологической службы является в настоящее время одной из наиболее прогрессивных форм внедрения психологических знаний в практику народного образования.
В 1988 г. вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.
С этого момента служба энергично развивается почти во всех регионах страны. Происходит расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинает охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного (детские сады, детские дома) возраста до ранней юности (школы, лицеи, гимназии, ПТУ, колледжи, школы-интернаты и пр.). Соответственно меняется название службы – не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования или практическая психология образования.
Начинает вырисовываться структура службы: во многих регионах России уже созданы районные или городские психологические кабинеты и центры.
Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации, который прошел в Москве в июне 1994 г. Съезд (более 1500 делегатов из всех регионов страны) отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования, именно она определяет стратегию педагогики развития. Выступающие на съезде подчеркивали, что современная образовательная ситуация характеризуется развитием инновационных процессов. Многие сложности работы практического психолога продиктованы прежде всего тем, что он начинает работать не в устоявшейся системе, а в атмосфере инновационных начинаний. Однако именно это порождает множество возможностей и делает его деятельность плодотворной. Съезд показал, и это очень важно, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе.
29-30 марта 1995 г. в Министерстве образования Российской Федерации во исполнение рекомендаций I съезда практических психологов образования состоялась коллегия по вопросу «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации». В работе коллегии приняли участие организаторы и сотрудники службы, работники органов управления образованием, ученые-психологи и педагоги практически из всех регионов страны. Коллегия отметила, что развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы практической психологии образования Российской Федерации.
Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» – к педагогике развития; переориентации сознания учителя от «школоцентризма» – к «детоцентризму»; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; развитию экспертизы и проектирования развивающей среды. Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России.
Коллегия Министерства приняла развернутое Постановление, исполнение решений которого было проанализировано и оценено на II съезде психологов образования, прошедшем в октябре 1995 г. в Перми. Он также был весьма представительным, на него приехали делегаты из 70 регионов страны.
В начале XX века в России сложилась не только законодательная база для существования и развития службы, но и система подготовки и переподготовки специалистов психологов-практиков. Только в Москве в 2001 г. обучение в области практической психологии проводили 70 факультетов различных государственных и негосударственных вузов. Деятельность психологической службы в системе народного образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности психология или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию практический психолог. В настоящее время служба охватывает всю систему образования от детского сада, школы, учреждений начального профессионального образования до вузов; от детского дома, школы-интерната до элитных частных учебных заведений. Развитие практической психологии содействовало переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменение общей образовательной ситуации в России. Служба практической психологии уже доказала свою эффективность в решении широкого спектра таких проблем, как проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.
Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
5. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития психологической службы образования.
Основные проблемы Службы практической психологии в системе образования решаются в рамках трех основных направлений деятельности:
1. Научное направление предполагает решение проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности службы практической психологии образования, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования.
2. Прикладное направление связано с необходимостью решения проблем психологического проектирования образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров.
3. Практическое направление нацелено на решение конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания непосредственной психологической помощи.
Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование
Существующие тенденции развития психологии определенным образом отражаются в содержании психологических знаний, преподаваемых студентам. С
нашей точки зрения, можно выделить 10 наиболее значимых психологических направлений.
1. Бихевиоризм был ведущей теоретической концепцией в психологической науке в первой половине XX в., а также методологической базой эмпирических
исследований. В связи с этим именно бихевиористически ориентированные курсы, теории и экспериментальные факты составляли типичное содержание того,
чему учили студентов в университетах. Во второй половине XX в. бихевиоризм был подвергнут серьезной критике и стал гораздо менее популярным среди
психологов. Главными причинами этого было исключение психического компонента из анализа поведения, игнорирование познавательных процессов,
упрощенный подход к обучению. Это противоречило сущности психологии как науки о внутренних психических явлениях. В современной психологии
сторонников бихевиористского подхода немного. Поэтому бихевиоризм занимает гораздо более скромное место в учебных курсах и рассматривается только
как одна из методологических перспектив психологии.
2. Когнитивная психология начала интенсивно развиваться в 60-е гг. и стала до минирующим направлением современной научной психологии. Изучение
познавательных процессов человеческого мозга по аналогии с операциями, которые происходят в вычислительной машине, оказалось очень увлекательной
идеей научных исследований и дало много новых данных для понимания механизмов психической деятельности человека. В связи с этим в университетах
очень часто преподаются специальные учебные курсы по когнитивной психологии. Данные когнитивной психологии занимают все большее место и в
преподавании других дисциплин. Однако компьютер не обладает эмоциями н мотивами, что не позволяет рассматривать его как модель человеческой
психики.
3. С 90-х гг., возможно в связи с чрезмерной когнитивной ориентацией психоло гии предшествующего периода, значительный интерес исследователей стали
привлекать исследования эмоций, мотивации и саморегуляции человеческой активности. Количество работ и публикаций в этой области психологической
науки существенно возросло. Соответственно эта тематика стала более представлена в учебных курсах.
4. В современной психологии большую популярность приобрела гуманистическая психология, основанная на философии экзистенциализма, гуманизма и
жизнетворчества. Она привлекает своей направленностью на конкретную це-лостную личность, вниманием к самосознанию человека, верой в
гуманистические побуждения и собственные силы человека. Центральными понятиями итого психологического направления стали понятия: Я-концепция,
любовь, удовлетворение базисных потребностей, высшие ценности, смысл, самоактуализация, творчество. Гуманистическая психология способствовала
развитию теорий личности, практики психотерапии, психологического консультирования, образования. Именно благодаря своей практической направленности
она в настоящее время имеет значительное влияние, вызывает интерес у студентов и получает широкое распространение в учебных курсах. Однако в научных
кругах гуманистическая психология часто подвергается критике, поскольку не имеет достаточной эмпирической базы и не придерживается научной
методологии.
5. Заметной тенденцией в развитии психологии во второй половине XX и. стало значительное усиление роли прикладной и практической психологии, развитие
их в отдельные направления психологии. Изучение общих механизмов психической деятельности, общетеоретических и методологических проблем психологии
потеряло прежнюю значимость. Необходимость включаться в решение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности или
жизнедеятельности людей приводит к развертыванию научных исследований прикладного характера, направленных на решение актуальных практических
задач. Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет им в решении повседневных проблем, стимулирует
развитие практической психологии. Это отражается в перечнях преподаваемых курсов и в их содержании. Прикладные и практически направленные учебные
дисциплины занимают достаточно большое место в современных образовательных программах.
6. Характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX в. стадо постепенное стирание границ между разными научными школами и
направлениями. XX в. характеризовался в психологии как арена противоборства конфликтующих методологических подходов, концепций. Соответственно
преподавание психологии, которое осуществлялось учеными, было средством распространения соответствующих идей. Психологическое образование
студента определялось тем. где и у кого он учился. Современные психологические теории уже трудно однозначно классифицировать и относить к какой-либо
традиционной теоретической концепции. Эклектизм как соединение идей, разработанных учеными разных направлений и научных школ, стал достаточно
типичным подходом для новых научных концепций. В современных психологических теориях и эмпирических исследованиях нее чаще интегрируются знания из
разных психологических концепций: бихевиоризма, гештальт-психологии, психоанализа, генетической психологии, гуманистической психологии. когнитивной
психологии. Психология постепенно становится единой научной дисциплиной. Соответственно психологическое образование становится более
разносторонним, комплексным. Отдельные методологические концепции и научные школы уже часто не рассматриваются с точки зрения того, какая из них
более правильная. Они преподаются студентам как разные научные перспективы в психологии, каждая из которых изучает психический мир под разными
углами зрения, «надев разные психологические очки». Также эклектически, разносторонне учатся видеть, анализировать мир человеческого поведения и
студенты.
7. Современной тенденцией развития психологии стала значительная дифференциация психологических знаний и отраслей психологической науки. Отрасти
психологии возникают на основе методов исследования, которые они используют, на основе объектов и проблем, которые они изучают, на основе связей
психологии с другими науками. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных сфер психологических исследований или
психологической практики. Конечно, количество преподаваемых учебных дисциплин значительно меньше. Психология стала очень разветвленной наукой, и
специалисты в одной отрасли психологи и уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований.
Более того, многие ученые настолько углубились в собственные научные проблемы, что совершенно потеряли интерес к другим сферам психологического
исследования, к психологии в целом. В результате психология стала терять свое единство и целостность. И в настоящее время трудно найти то, что
объединяет, например, такие отрасли психологии, как социальная психология и психофизиология. Тем не менее, психологическое образование остается
интегрирующим началом психологии, ключом к сохранению психологии как единой области научного знания и психологической практики. Поэтому в
содержание базового психологического образования обычно включается изучение основ всех фундаментальных и прикладных отраслей психологического
знания. Это является хорошим средством для сохранения целостности психологии.
8. Характерной тенденцией развития современной психологии стала также ее интернационализация. Бихевиоризм начала века имел прочные национальные
корни и был преимущественно американским направлением психологии. Гештальт-психология была распространена в основном в Германии, психоанализ — в
Австрии, генетическая психология — в Швейцарии, культурно-историческая психология — в России. Позже перечисленные научные школы были заимствованы
из этих стран в другие. Этому способствовали разные факторы. Например, во время второй мировой войны многие европейские ученые эмигрировали в США.
Их теории и данные научных исследований стали лучше известны американским психологам. Это сделало Америку центром мировой психологии. С другой
стороны, в 80-90-е гг. XX в. американская психология стала проявлять гораздо больший интерес к научно-психологическим исследованиям, которые
проводятся в других странах. В последние десятилетия интернационализация психологии в мире набирает темпы. Расширяются международные контакты
ученых разных стран. Разработка общих научных тем, сходный подход к решению актуальных научных проблем, совместные проекты в большей степени
сближают психологов, чем их национальная принадлежность. И порой психологи из разных стран, занимающиеся одной научной проблемой, лучше знают друг
друга, чем психологи, живущие в одной стране, но работающие в разных областях. Психологические знания теряют национальную принадлежность и черпаются
из всех трех миров, о которых писал Майерс. Постепенное превращение английского языка в язык международного научного общения снимает последние
барьеры на этом пути. Аналогичная тенденция интернационализации касается и психологического образования. Например, американское Общество
преподавания психологии проявляет в последнее время интерес к интернационализации своих учебных программ по психологии путем включения в них
содержания из учебных программ, преподаваемых в других странах. Другим свидетельством интереса к тенденциям интернационализации в I области
психологического образования стало проведение первой Международной конференции, посвященной данной теме (International Conference on Psychology
Education, 2002). Интернет и электронные учебные курсы в режиме реального времени, которые предлагают уже многие университеты мира, могут I сделать
психологическое образование действительно международным.
9. Превращение английского языка в язык межнационального научного общения психологов — еще одна существенная тенденция современной психологии. Во
второй половине XX в. значительно увеличилось количество переводов научных трудов с одного языка на другой. Это обогащает психологическое образование
современными психологическими знаниями, предотвращает национальную изолированность специалистов. Однако в настоящее время английский язык
становится типичным языком межнационального общения психологов. Это значительно облегчает и ускоряет обмен научными идеями и результатами
эмпирических исследований. Большинство международных научно-психологических журналов выходит на английском языке как наиболее доступном для
многих психологов в мире.
Рабочим языком многих научных конференций все чаще становится английский. Все это в значительной степени способствует глобализации психологии как
науки, ее обогащению знаниями, полученными учеными разных стран. Поэтому необходимость быть в курсе современных достижений мировой психологии
побуждает студентов-психологов изучать английский язык. Это облегчает им своевременный доступ к психологическим знаниям в других странах. Большую
распространенность приобретают в последнее время международные обменные образовательные программы, изучение отдельных учебных курсов за
рубежом. Есть и отдельный опыт преподавания психологии на английском языке в странах, в которых английский не является национальным языком.
10. Значительное возрастание интереса студентов к изучению психологии в университетах и школах большинства европейских и североамериканских стран. В
последнее время нередко высказывается мнение о том, что XXI в. будет веком психологии. Действительно, мы видим, что популярность психологии как науки
и практической профессиональной деятельности быстро росла во второй половине XX в. В то же время психология стала популярным предметом для изучения
во многих странах, причем не только для студентов-психологов. Многие университеты, институты, колледжи сообщают, что психология обычно занимает место
среди 3 или 4 наиболее популярных учебных дисциплин для изучения в университетах. Студенты многих других специальностей, а также школьники склонны
изучать психологию. Поэтому есть все основания полагать, что XXI в. может стать веком психологического образования.
Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии
Перспективы развития
Образование как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствовать структура, основной миссией которой являетсяобеспечение развивающего компонента образования. И такая структура в системе образования существует уже более 15 лет, это Служба практической психологии образования.
В сентябре-октябре этого года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерации психологов образования России состоялись Всероссийские семинары-совещания «Управление психологической службой на региональном и муниципальном уровне», «Организация и содержание деятельности психолога образовательного учреждения и ППМС-центра на современном этапе развития российского образования», «Психологическое обеспечение профессионального становления учащихся и студентов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования», «Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях дошкольного образования» и II Всероссийская неделя школьной психологии в ВДЦ «Орленок». В задачу специалистов, приехавших из 50 регионов России, входило определение того, что же такое Служба практической психологии образования в современных условиях, какова ее роль и перспективы развития. Итогом работы стала модель психологической службы, в основу которой положены два принципа:
1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии системы образования. Декларируемые в ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования,т.е.создании психолого-педагогических условий для успешного решения учащимся задач образования и развития.
2. Психологическая служба образования как служба не может эффективно функционировать на уровне отдельного образовательного учреждения, города и даже региона. Психологическая служба системы образования - это многоуровневая структура с единой вертикалью управления, имеющая свои подразделения и представительства (психологические службы образовательных учреждений, методические объединения и пр.) на разных управленческих уровнях. Психолог образовательного учреждения - сотрудник этой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов. Возможности психолога и службы сильно разнятся. Служба располагает значительно большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели педагог-психолог образовательного учреждения.
Несмотря на серьезные проблемы роста профессионального уровня практических психологов, существует ряд факторов, которые говорят о позитивной динамике ее развития. Прежде всего можно отметить то, что профессиональная психологическая помощь субъектам образовательного пространства начинает переходить на принципиально иной уровень. Это появление и интенсивное развитие психолого-педагогических и медико-социальных центров различной ориентации: центры психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, реабилитационные и многие другие, которые решают две принципиально важные задачи:
1) оказывают высококвалифицированную многопрофильную помощь субъектам образовательного пространства (детям, родителям, педагогам, администрации, управлению);
2) оказывают профессиональную поддержку психологам, работающим непосредственно в базовых образовательных учреждениях.
Число таких центров растет, возрастает и их общественная значимость.
В настоящий момент на территории Российской Федерации существует более 500 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам и армия практических специалистов.
В настоящее время в психологии образования отмечается тенденция к стабилизации профессиональной деятельности службы практической психологии, играющей на самом деле важную роль в развитии образования — инициации, поддержке и исследовании инновационных процессов, без которых сегодня невозможны ни демократизация, ни гуманизация отечественного образования.
6. Психолог как субъект образовательного процесса. Профессиональное место и статус психолога в образовательном процессе.
Практический психолог (группа психологов) работает в конкретном учебном заведении – детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, вузе и др., осуществляя психологическое изучение обучаемых для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого обучаемого, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и различных психических расстройств. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как профессионалов. Психологу приходится «лавировать» между разными, иногда противоречивыми, ожиданиями и требованиями по отношению к целям и средствам его деятельности. Ему необходимо подстраиваться к различным стилям обще — ния, свойственным ученикам, их родителям и педагогам. Часто нужны особые усилия для того, чтобы успешно адаптироваться в специфической эмоциональной атмосфере, сложившейся вокруг фигуры психолога в конкретном образовательном учреждении. Нередко эмоционально-оценочный фон вза — имодействия далек от благожелательности и не пронизан духом сотрудничества.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
С приходом психолога в систему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, за организованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей - лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад, в школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправдано в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:
· психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;
· психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;
· он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом, совест