Тема 4. Психическое развитие в разные возрастные периоды.
Психическое развитие новорожденного и в младенчестве
Вопросы для обсуждения
1. Кризис новорожденности.
2. Особенности социальной ситуации развития в младенчестве.
3. Развитие познавательной сферы в младенчестве.
4. Развитие эмоциональной сферы в младенчестве.
5. Характеристика кризиса первого года жизни.
Терминологический тезаурус: Новорожденность. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы. Комплекс оживления. Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение. Акт хватания. Депривация. Госпитализм. Гуление. Лепет. Модулированный лепет. Автономная речь. Наглядно-действенное мышление. Кризис одного года. Ориентировочный рефлекс.
Вопросы для самопроверки
1. Почему период новорожденности называют кризисным? Что такое условный и безусловный рефлекс. Проиллюстрируйте примерами.
2. В чем особенность социальной ситуации развития в младенчестве?
3. Проясните роль ближайшего взрослого в психическом развитии младенца.
4. Назовите основные психологические новообразования младенчества.
5. Охарактеризуйте кризис первого года жизни. Выделите основное противоречие кризиса.
Рекомендуемые темы докладов
1. Перинатальная психология как новая область психологии развития.
2. Роль ближайшего взрослого в психическом развитии ребенка.
3. Роль отца в психическом развитии ребенка.
4. «Сущность и значение беспомощности» (Дж. Брунер) в развитии психики ребенка.
5. Критерии психического. С чего начинается психическая жизнь ребенка?
Литература для конспектирования
1. Божович, Л.И., Славина, Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту [58, с. 242-247].
2. Гальперин, П.Я.К вопросу об инстинктах у человека [61, с. 28-32].
Дополнительная литература: [15], [18], [24], [54].
Тема 5. Психическое развитие в разные возрастные периоды.
Психическое развитие в раннем детстве
Вопросы для обсуждения
1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве.
2. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая деятельность в раннем детстве.
3. Двигательная активность и познавательное развитие.
4. Речевое общение и развитие речи ребенка в раннего возраста.
5. Развитие эмоций и чувств в раннем детстве.
6. Развитие личности в раннем возрасте.
7. Кризис трех лет.
Терминологический тезаурус: Раннее детство.Каприз. Упрямство. Негативизм. Обесценивание взрослых. Протест-бунт. Своеволие. Самосознание. Самооценка. Автономная речь. Активный словарь. Пассивный словарь. Предметно-манипулятивная деятельность. Орудийные действия. Соотносящиеся действия. Предмет-заместитель. Кризис трех лет. Ложь. Самостоятельность. Наглядно-действенное мышление.
Вопросы для самопроверки
1.В чем особенностьсоциальной ситуации развития ребенка в раннем детстве.
2.Назовите ведущую деятельность периода раннее детство.
3. Назовите ведущую психическую функцию периода раннее детство.
4. Назовите основные психологические новообразования периода раннее детство.
5. Выделите основное противоречие кризиса трех лет. Перечислите симптомы кризиса трех лет.
Рекомендуемые темы докладов
1. Интеллектуальное развитие ребенка на протяжении раннего возраста
2. Эмоциональное развитие ребенка на протяжении раннего возраста
3. Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.
4. Формирование символических процессов в раннем возрасте.
5. Развитие мышления в раннем возрасте.
Литература для конспектирования
1. Якобсон, С.Г. Проблемы этического развития ребенка [60, с. 85-89].
2. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения [59, с. 196].
3. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни [60, с. 55-60].
Дополнительная литература: [15], [16], [38], [42], [52].
Тема 6. Психическое развитие в разные возрастные периоды.
Психическое развитие в дошкольном возрасте
Вопросы для обсуждения
1. Социальная ситуация развития в дошкольный период.
2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
3. Когнитивное развитие дошкольника. Развитие речи.
4. Развитие эмоциональной сферы и высших чувств дошкольника.
5. Развитие личности и социального поведения в дошкольном возрасте.
6. Психологическая готовность ребенка к школе: структура и формирование.
7. Кризис семи лет.
Терминологический тезаурус: Дошкольный возраст. Центрация Познавательный эгоцентризм. Соподчинение мотивов. Игра. Игрушка. Сюжет. Роль. Правила. Содержание. Игровые отношения. Основные психологические новообразования дошкольного периода. Половая идентичность. Психологическая готовность к школе. Самоконтроль. Внутренняя речь. Контекстная речь. Наглядно-образное мышление. Непроизвольность психических процессов. Произвольность психических процессов. Словотворчество. Творческое воображение. Школьная зрелость. Эмоционально-волевая готовность. Интеллектуальная готовность. Личностная готовность. Внутренний план действий. Синкретичность. Обобщение переживаний. Переоценка ценностей. Кризис семи лет.
Вопросы для самопроверки
1. В чем особенность социальной ситуации развития в дошкольный период
2. Назовите ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Что такое игра?
3. Назовите ведущую психическую функцию и основные новообразования в дошкольном возрасте.
4. Проясните понятие психологическая готовность к школе. Назовите аспекты психологической готовности к школьному обучению.
5. Назовите основное противоречие кризиса семи лет, симптомы кризиса.
Рекомендуемые темы докладов
1. Детское словотворчество (по книге К. Чуковского От двух до пяти).
2. Роль родителей в формировании психологической готовности к школьному обучению.
3. Феномены Ж. Пиаже.
4. Общение со сверстниками как значимый фактор развития в дошкольном детстве.
5. Интеллектуальное развитие ребенка на протяжении дошкольного возраста.
Литература для конспектирования
1. Мухина, В.С. Игра как средство психического развития ребенка [58, с. 211-219].
2. Шадриков, В.Д. Готовность детей к обучению [12, с. 258-270].
3. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольника [60, с. 90-93].
4.Эльконин, Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры [59, с. 143].
Дополнительная литература: [1], [4], [15], [23], [34], [53], [56].