Тема 9. Психическое развитие в разные возрастные периоды.

Психическое развитие в юношеском возрасте

Вопросы для обсуждения

1. Юность и юношество в исторической перспективе. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Объективная и субъективная ценность и значимость юности в психическом развитии человека. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития.

2. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в юности.

3. Особенности общения в юности.

4. Развитие личностной сферы в юношеском возрасте.

5. Кризис юности.

Терминологический тезаурус: Юность. Делинквентность. Профессиональное самоопределение. Учебно-профессиональная деятельность. Ценностные ориентации. Ориентация на будущее. Юношеский максимализм. Личностное самоопределение. Жизненный план. Самоуправление. Классификация профессий по предмету труда «человек-человек», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Вопросы для самопроверки

1.В чем особенность социальной ситуации развития в юношеском возрасте.

2. Назовите ведущую деятельность в юношеском возрасте.

3. Что такое кризис юности? Назовите основное противоречие кризиса.

4. Назовите основные психологические новообразования в юношестве.

5. Раскройте суть понятий: юношеский максимализм, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение.

Рекомендуемые темы докладов

1. Изменение отношения к окружающему миру в юношеском возрасте в связи с осознанием противоречий в жизни.

2. Становление самосознания в юношеском возрасте.

3. Профессиональное самоопределение в юношестве.

4. Особенности личности в юношестве.

5. Особенности интеллектуальной сферы в юношеском возрасте.

Литература для конспектирования

1. Кон, И.С. Психология старшеклассника [58, с. 309-317].

2. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни [59, с. 239].

3. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник. [59, с. 266]. Дополнительная литература: [9], [16], [26], [29], [33], [42].

Тема 10. Психическое развитие в разные возрастные периоды.

Психическое развитие в молодости и зрелом возрасте. Проблемы геронтогенеза

Вопросы для обсуждения

1. Молодость. Новообразования молодости. Кризис 30 лет.

2. Зрелость (40-60 лет) – вершина жизненного пути. Преемственность и изменения в развитии личности. Когнитивные возможности в зрелости.

3. Кризис 40 лет.

4. Психосоциальное развитие в поздней взрослости (после 60 лет). Когнитивные изменения в процессе старения.

5. Кризис пенсионного возраста.

Терминологический тезаурус: Молодость. Новообразования молодости. Кризис 30 лет. Акмеология. Взрослость. Зрелость. Ценностные ориентации. Когнитивные возможности. Геронтология. Поздняя взрослость. Старость. Депривация. Кризис пенсионного возраста.Жизненный путь человека.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите новообразования молодости.

2. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса 30 лет.

3. Назовите особенности когнитивной и личностной сферы человека в зрелости.

4. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса 40 лет.

5. Назовите особенности когнитивной и личностной сферы человека в старости.

6. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса пенсионного возраста.

Рекомендуемые темы докладов

1. Молодость как период развития. Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей.

2. Взрослость и зрелость личности.

3. Проблемы геронтогенеза.

4. Личность старого человека.

5. Экзистенциальный кризис 30-40 лет.

Литература для конспектирования

1. Рыбалко, Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости [58, с. 333-345].

2. Развитие психофизиологических функций взрослых людей [47, с. 179-181].

3. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. [57, с. 81-91, 214-223].

Дополнительная литература: [17], [22], [31], [35], [36], [63], [65].

Тема 11. Психологическое сопровождение развития человека. Особенности психологического сопровождения на разных возрастных этапах

Вопросы для обсуждения

1. Содержание и формы психологического сопровождения

2. Задачи развития на каждом возрастном этапе: принцип нормативности развития в психологическом сопровождении

3. Ведущий тип деятельности: деятельностный принцип психологического сопровождения.

4. Невербальная символическая коммуникация в работе с детьми: проективный рисунок, игра, арт-терапевтические методы.

5. Вербальная коммуникация: психодиагностическое и психоконсультационное интервью.

Терминологический тезаурус:Психологическое сопровождение. Функции психологического сопровождения. Содержание психологического сопровождения. Формы психологического сопровождения. Задачи развития. Нормативность развития. Ведущий тип деятельности. Невербальная коммуникация. Проективный рисунок. Игра. Арт-терапия. Вербальная коммуникация. Психодиагностическое интервью. Психоконсультационное интервью.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие нормативность развития.

2. Как вы понимаете термин психологическое сопровождение?

3. В чем заключается деятельностный принцип психологического сопровождения?

4. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива дошкольников (дошкольника с отсутствием мотивационной готовности к школьному обучению)

5. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива младших школьников (младшего школьника с трудностями в обучении).

6. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива подростков (подростка с проблемами общения).

7. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение юношеского коллектива (юноши с проблемами профессионального выбора).

Рекомендуемые темы докладов

1. Проблема профессионального самоопределения как объект профориентационной работы.

2.Психологическое сопровождение ранних периодов развития (новорожденность, младенчество, раннее детство)

3. Психологическое сопровождение дошкольника

4. Психологическое сопровождение подростка

5. Психологическое сопровождение юношества

Литература для конспектирования

1. Методы диагностики личности школьника [37, с. 36-55, 81-95].

2. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка [68, с. 54-58].

3. Рабочая книга школьного психолога [45, с. 124-145].

Дополнительная литература: [8], [31], [35],[36], [39], [49], [50].

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст].- М.: Издательство Московского психолого–социального института: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.- 376 с.

2. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития [Текст]. – СПб.: Питер, 2010. – 944 с.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]. – М.: Творческий центр Сфера, 2006. – 464 с.

4. Нартова-Бочавер, С.К., Потапова, А.В. Введение в психологию развития [Текст]. – М., Флинта МПСИ, 2008. – 214 с.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. - М., 2010. – 460 с.

6. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М.: Академия, 2008. – 528 с.

7. Психология развития. Хрестоматия [Текст] / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей, Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

Дополнительная:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. – Екатеринбург, Деловая книга, 1999. – 624 с.

2. Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

3. Александрова, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 208 c.

4. Аромштам, М.С. Дом, в котором живет малыш [Текст]. – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 192 с.

5. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе [Текст]. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.

6. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст]. – Кишинев - Санкт-Петербург, 2000.

7. Баттерворт, Дж., Харрис, М. Принципы психологии развития: пер. с англ. [Текст]. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2000. – 350 с.

8. Битянова, М.Р., Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 238 с.

9. Вдовиченко, В.П. От детства к взрослости: юношество, социализация [Текст]. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 142 с.

10. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты [Текст]: ил. рук. / А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2004. – 159 с.

11. Возрастная психология: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М.В. Нухова. – Уфа: БашГПУ, 2000. – 40 с.

12. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия [Текст] / сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 624 с.

13. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

14. Волков, Б.С, Волкова, Н.В. Возрастная психология [Текст]. - М., Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 366 с.

15. Волков, Б.С, Волкова, Н.В. Психология развития человека [Текст]. – М., Академический проект, 2004. – 224 с.

16. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]. – М.: Смысл, Эксмо, 2006. – 113 с.

17. Глуханюк, Н.С., Гершкович, Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 112 с.

18. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]. - М., Аспект Пресс, 2005.- 175 с.

19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]. Руководство практического психолога. – М.: Комплекс-Центр, 2000. – 268 с.

20. Детская практическая психология: учебник [Текст] / под ред Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. – 238 с.

21. Дилео, Д. Детский рисунок [Текст]: диагностика и интерпретация / Д. Дилео; [Пер. с англ. Е. Фатюшиной]. - М.: Апрель-пресс: ЭКСМО, 2002. – 262 с.

22. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах [Текст]. – М.-Воронеж: МПС, МОДЭК, 2004. – 278 с.

23. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

24. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка [Текст]. - СПб, Питер , 2002. – 416 с.

25. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие [Текст] / пер.с франц. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

26. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

27. Кон И.С. Дружба [Текст]. 4-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. – 330 с.

28. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире [Текст]. – М.: Время, 2009. – 496 с.

29. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей [Текст]. - М.: Просвещение, 1990. – 238 с.

30. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 414 с.

31. Краснова, О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию [Текст]. – М.: Эксмо, 2000. – 115 с.

32. Кривцова, С.В., Мухаматулина, Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками [Текст]. – М.: Генезис,1999. – 191 с.

33. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст]. – М., Изд-во УРАО,1998. – 176 с.

34. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: пер. с англ. [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

35. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Эксмо, 2005. – 414 с.

36. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста. – М.: Эксмо, 2005. – 366 с.

37. Методы диагностики личности школьника [Текст] / под ред. В.Ф. Сафина. - Уфа: Изд-во БГУ, 1991. – С. 36-55, 81-95.

38.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

39. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]. – М., ТЦ Сфера, 1996. – 420 с.

40. Периодизации психического развития человека [Текст] / сост. Г.Р. Шафикова. – Уфа, БГПУ, 2005. –124 с.

41. Першина, Л.А. Возрастная психология [Текст]. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. – 256 с.

42. Психология развития. Хрестоматия [Текст] / под ред. Н.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРО, 2005. – 522 с.

43. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.

44. Психологический словарь / под ред. В.М. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006. – 480 с.

45. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

46. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]. 8-е международное изд. – СПб.: Питер, 2000. – 642 с.

47. Развитие психофизиологических функций взрослых людей [Текст] / под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. – М.: Универс, 1997. – С. 179-181.

48. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет // Вопросы психологии. – 1986. - №4.

49. Сафин, В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника [Текст]. – Уфа, БГПУ, 1990. – 94 с.

50. Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции [Текст]. - 4-е изд., перераб., доп. - Уфа, 2006. – 94 с.

51. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И.. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности [Текст]. Учеб пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

52. Солодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах [Текст]. – М., ТК Велби: Проспект, 2005. – 288 с.

53. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]. – М., Школа-пресс, 1997. – 442 с.

54. Сорокоумова, Е.А., Возрастная психология. Краткий курс [Текст]. – СПб: Питер, 2007. – 208 с.

55. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 560 с.

56. Фромм, А. Азбука для родителей [Текст]. – М.: Знание, 1994. – 288 с.

57. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст]. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. – С. 81-91, 214-223.

58. Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.М. Семенюк. – М-Воронеж: МОДЭК, 1998. – С. 21-47.

59. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 196 с.

60. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Московский университет, 1981. - С. 5-8.

61. Хрестоматия по детской психологии / под ред. Г.В. Бурменской. – М.: Институт практической психологии, 1996 – С. 28-32.

62. Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1997 – С. 84-90.

63. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст]. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

64. Чуковский, К. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: - От двух до пяти [Текст]. – М.: Терра - Книжный клуб, 2001.

65. Шихн Гейл, Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: Пер. с англ. – СПб: ООО «Каскад», 2005. – 436 с.

66. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]. – М.: Академия, 2007. – 144 с.

67. Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы / под ред. И.В. Дубровиной [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.

68. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка [Текст] // Вопросы психологии. - 1999. - №6. – С.54-58.

Тема 1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты

Тема 2. Детерминанты психического развития

Тема 3. Периодизации психического развития

Тема 4. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие новорожденного и в младенчестве

Тема 5. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в раннем детстве

Тема 6. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в дошкольном возрасте

Тема 7. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Тема 8. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в подростковом возрасте

Тема 9. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в юношеском возрасте

Тема 10. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в молодости и зрелом возрасте. Проблемы геронтогенеза

Тема 11. Психологическое сопровождение развития человека. Особенности психологического сопровождения на разных возрастных этапах


Семинарские занятия
  Тема 1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты  
  Тема 2. Детерминанты психического развития  
  Тема 3. Периодизации психического развития  
  Тема 4. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие новорожденного и в младенчестве  
  Тема 5. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в раннем детстве  
  Тема 6. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в дошкольном возрасте  
  Тема 7. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в младшем школьном возрасте  
  Тема 8. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в подростковом возрасте  
  Тема 9. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Психическое развитие в юношеском возрасте  

Наши рекомендации