Психическое развитие в разные возрастные периоды.

Авторы используют выделенные Г.К.Ушаковым периоды развития психики. Он писал, что при всей своей условности эта периодизация необходима для учета меняющихся качеств психики в онтогенезе, для разработки приемов воспитания и обогащения знаниями соответственно уровню развития, для понимания природы болезненных явлений психики, которые наблюдаются в разные возрастные периоды.

Психическая деятельность - это категория приобретенная. Врожденными и наследственно обусловленными являются биологические системы мозга, они и представляют собой биологическую основу формирования психической деятельности, которая развивается в связи с воздействием окружающей среды и отражением с помощью органов чувств реальной действительности и человеческого окружения.

При изучении формирования психики в постнатальном онтогенезе Г.К.Ушаков выделял две формы: с преобладанием образных субъективных категорий (образов, представлений) и безобразных субъективных категорий (понятий). Первая свойственна детскому возрасту и характеризуется яркими образными фантазиями и воображениями, вторая -типична для лиц зрелого возраста.

В формирующейся психике ребенка выделяют следующие этапы: моторный - до 1 года, сенсомоторный - до 3 лет, аффективный - с 3 лет до 12, идеаторный - с 12 до 15 лет, авторы выделяют еще юношеский период - с 15-16 лет до 20-21 года.

Для первого этапа развития психики - моторного - характерно то. что на любой раздражитель у ребенка наблюдается двигательная реакция. Это двигательное беспокойство, нецеленаправленные движения в ответ на раздражение, крик и плач. Такая реакция возникает на чувство голода, неудобное положение, мокрые пеленки и т.д. Моторика ребенка совершенствуется на протяжении жизни, но в этот период именно двигательными реакциями проявляется общение с окружающими.

Для второго этапа - сенсомоторного - характерна более сложная двигательная активность, обусловленная ответами на различные сенсорные раздражители. Движения становятся более целенаправленными: ребенок поворачивает голову в сторону звука, тянется рукой к игрушке. С переходом ребенка в вертикальное положение, когда он начинает ходить, сенсомоторные реакции становятся более сложными, деятельность - целенаправленной. На основе сенсомоторных реакций формируются восприятие, внимание, аффективные реакции. Во время сенсомоторного этапа у ребенка накапливается запас представлений о происходящих событиях и появляется возможность сопоставлять реально воспринимаемые объекты с имеющимися о них представлениями.

Третьему этапу развития психики - аффективному - вначале характерна обобщенная аффективность в оценке окружающего и возникновении дифференцированного отношения к окружающим, исходя из удовлетворения или неудовлетворения его потребностей. Позднее вся деятельность ребенка сопровождается аффективной окраской восприятия событий, исходя из отношения к ним: приятные - неприятные, добрый- злой, желанный-нежеланный и т.п. Для этого периода характерны лабильность и нестойкость аффективных реакций, живость их и непосредственность реагирования.

Четвертый этап развития психики - идеаторный - начинается с обогащения ребенка понятиями, суждениями и умозаключениями. С этого периода у ребенка возникает возможность строить предварительный план действия.

У него появляется удвоенность реальности, т.е. он может оперировать объектами реально существующими и воспоминаниями. Постепенно возникают предпосылки для широкого использования абстрактных понятий, способность к построению гипотетических суждений, анализу их связи с практической деятельностью.

Юношеский период характеризуется категоричностью суждений и оценок поступков окружающих, трудностями принятия неформального компромиссного решения, гиперсоциальностью и следованием «правилам и догмам». Эти особенности, сохранившиеся у взрослых, создают обычно трудности в общении с окружающими и прежде всего с близкими людьми.

К юношескому периоду на основе темперамента и сложившегося характера начинается формирование личности. Аффективность в этот период приобретает новые качества, появляются высшие человеческие змоции - эстетические, этические.

В.В.Ковалев в основу этапов онтогенеза ставит психопатологические симптомы, характерные для определенного этапа развития, а Г.К.Ушаков показывает, какие именно психические функции развиваются во время выделенных этапов.

При относительно своевременном формировании этапов развития психики следует говорить о синхронии развития. Однако идеального развития психики не бывает, так как не существует однотипных условий жизни. В связи с этим чаще наблюдается асинхронное развитие.

Под влиянием различных факторов (длительная соматическая болезнь, неправильные условия воспитания, конфликтная ситуация в семье и др.), воздействующих на том или ином этапе развития психики ребенка, может затормозиться развитие определенных структур личности и нарушиться последовательность их формирования. При этом у взрослых лиц могут обнаружиться черты характера, свойственные именно этому периоду развития ребенка, в котором наблюдалось неблагоприятное воздействие.

Например, ребенок, переживший в аффективном периоде формирования психики длительную разлуку с родителями, уже будучи взрослым, обнаруживает склонность к аффективным реакциям, свойственным именно аффективному этапу формирования психики: чрезмерную аффективную лабильность, непосредственность реакций, впечатлительность и т.п.

Неблагоприятные для ребенка ситуации не проходят бесследно, даже если внешне не наблюдается/явных нарушений психической деятельности в период их воздействия, однако они нарушают синхронность созревания структур личности. Наряду с этим другие структуры личности могут развиваться быстрее, опережая хронологические сроки их формирования.

Нарушение сроков формирования может наблюдаться как между отдельными структурами личности, так и между психическим и физическим развитием.

Так, в 1970-е годы отмечалось ускоренное физическое развитие по сравнению с психическим, рост и масса тела подростков превышали возрастные нормы, наряду с этим в психической деятельности обнаруживались черты инфантилизма.

Задержку развития или отставание в развитии одной или нескольких систем называют ретардацией.

При ускоренном развитии функциональных систем с опережением возрастных периодов, характерных для этой системы, говорят об акселерации.

При сочетании ретардации одних систем с акселерацией других отчетливо выступают проявления асинхронии.

В пубертатном периоде признаки асинхронии носят функциональный характер и обусловлены бурным развитием различных систем организма. После этого периода происходит постепенное уменьшение асинхронии.

2 вопрос

Наши рекомендации