Краткая психологическая характеристика подросткового возраста
( 10-11 – 14-15лет)
Социальная ситуация развития | ||
Генетическая задача | Противоречие между потребностью быть и считаться взрослым и отсутствием возможностей для самопознания, саморазвития, самоутверждения. | |
Ведущая деятельность | ||
Характер общения со взрослыми | ||
Характер общения со сверстниками | ||
Базовая потребность | Потребность в понимании и принятии. Потребность принадлежать к группе. | |
Психологические новообразования | ||
Содержание кризиса | ||
Сензитивность | ||
Возможные психологические проблемы | ||
· в младшем подростковом возрасте (11-13 лет): 1) 2) и т.д. | · в старшем подростковом возрасте (14-16 лет): 1) 2) и т.д. | |
Ключевые понятия | ||
Список использованной литературы:
Практические задания.
1. Напишите письменную работу в свободном жанре (эссе) на основе ретроспективного анализа собственных воспоминаний об отрочестве на тему «Мой мир меняется». Готовясь к написанию текста, сосредоточьтесь на воспоминаниях о своем отрочестве, стараясь вызвать в памяти как можно более полные и яркие впечатления:
- особенности своего мироотношения, своих отношений со взрослыми и сверстниками, с родителями и учителями, с друзьями и недругами в подростковом возрасте;
- постарайтесь выделить, какие вещи, предметы, книги, игры казались вам важными и интересными в этот период жизни;
- вспомните и проанализируйте, что вызывало у вас радость, а что огорчало или приводило к конфликтам с окружающими;
- вспомните свои психологические состояния (настроения, аффекты, внутренние переживания) и постарайтесь определить, чем они вызывались;
- постарайтесь определить, как изменился ваш внутренний мир после того, как вы закончили 9 класс
- сделайте выводы о возможности или невозможности, целесообразности или нецелесообразности использования воспоминаний о детстве для развития психологического мышления и профессионально ценных ориентаций педагога-психолога.
Таблица 10
Краткая характеристика ранней юности (15–17 лет)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | Осуществление процесса самоопределения – личностного, профессионального, социального, духовного и практического |
Ведущая деятельность | |
Характер общения со взрослыми | |
Характер общения со сверстниками | |
Базовая потребность | |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса 17 лет | [1, c. 155-156 ] |
Сензитивность | |
Возможные психологические проблемы: | |
Ключевые понятия |
Список использованной литературы: См.1/Лысенко Е.М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов/Е.М.Лысенко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. (с.155-156 табл.13 – кризис 17 лет)
Таблица 11
Краткая характеристика поздней юности (18–21 год)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | Поиск способов установления конструктивных отношений с широким кругом людей в новом статусе взрослого человека (в семье и коллективе) |
Ведущая деятельность | |
Базовая потребность | |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса 21 года | |
Сензитивность | |
Возможные психологические проблемы: | |
Ключевые понятия |
Список использованной литературы:
Тема 2. Психология поздней юности (психологические особенности студенческого возраста)
1. Студент как субъект учебной деятельности.
2. Мотивы поступления в вуз.
3. Мотивы обучения в вузе.
4. Социально-психологические особенности студента академической группы.
5. Другие варианты жизненного пути: поиски работы, служба в армии, наркотизация, религиозные секты и т. д.
Практическое задание 6.1)Самоисследование мотивации учебно-профессиональной деятельности (проведение методик «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Изучение учебной деятельности студентов» (А. А Реан., В. А. Якунин). 2) Обработка и интерпретация полученных данных.
Практическое задание 7. Написать реферат на тему:
1.Психологические особенности выбора профессии.
2.Личностное и профессиональное самоопределение в юности.
3.Профессиональная культура школьников.
И составить диагностическое портфолио (подобрать не менее 5 методик) по профессиональному и личностному самоопределению (оформить в таблицу).
Методика | Цель методики | Источник (с указанием всех выходных данных) | Указать возрастные границы |
1. | |||
2. | |||
3. |
Г. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ