Краткая психологическая характеристика подросткового возраста

( 10-11 – 14-15лет)

Социальная ситуация развития  
Генетическая задача Противоречие между потребностью быть и считаться взрослым и отсутствием возможностей для самопознания, саморазвития, самоутверждения.
Ведущая деятельность  
Характер общения со взрослыми  
Характер общения со сверстниками  
Базовая потребность Потребность в понимании и принятии. Потребность принадлежать к группе.
Психологические новообразования  
Содержание кризиса  
Сензитивность  
Возможные психологические проблемы
· в младшем подростковом возрасте (11-13 лет): 1) 2) и т.д. · в старшем подростковом возрасте (14-16 лет): 1) 2) и т.д.  
Ключевые понятия  
     

Список использованной литературы:

Практические задания.

1. Напишите письменную работу в свободном жанре (эссе) на основе ретроспективного анализа собственных воспоминаний об отрочестве на тему «Мой мир меняется». Готовясь к написанию текста, сосредоточьтесь на воспоминаниях о своем отрочестве, стараясь вызвать в памяти как можно более полные и яркие впечатления:

- особенности своего мироотношения, своих отношений со взрослыми и сверстниками, с родителями и учителями, с друзьями и недругами в подростковом возрасте;

- постарайтесь выделить, какие вещи, предметы, книги, игры казались вам важными и интересными в этот период жизни;

- вспомните и проанализируйте, что вызывало у вас радость, а что огорчало или приводило к конфликтам с окружающими;

- вспомните свои психологические состояния (настроения, аффекты, внутренние переживания) и постарайтесь определить, чем они вызывались;

- постарайтесь определить, как изменился ваш внутренний мир после того, как вы закончили 9 класс

- сделайте выводы о возможности или невозможности, целесообразности или нецелесообразности использования воспоминаний о детстве для развития психологического мышления и профессионально ценных ориентаций педагога-психолога.

Таблица 10

Краткая характеристика ранней юности (15–17 лет)

Социальная ситуация развития  
Генетическая задача Осуществление процесса самоопределения – личностного, профессионального, социального, духовного и практического  
Ведущая деятельность  
Характер общения со взрослыми  
Характер общения со сверстниками  
Базовая потребность  
Психологические новообразования  
Содержание кризиса 17 лет [1, c. 155-156 ]
Сензитивность  
Возможные психологические проблемы:  
Ключевые понятия  

Список использованной литературы: См.1/Лысенко Е.М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов/Е.М.Лысенко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. (с.155-156 табл.13 – кризис 17 лет)

Таблица 11

Краткая характеристика поздней юности (18–21 год)

Социальная ситуация развития  
Генетическая задача Поиск способов установления конструктивных отношений с широким кругом людей в новом статусе взрослого человека (в семье и коллективе)  
Ведущая деятельность  
Базовая потребность  
Психологические новообразования  
Содержание кризиса 21 года  
Сензитивность  
Возможные психологические проблемы:
Ключевые понятия  

Список использованной литературы:

Тема 2. Психология поздней юности (психологические особенности студенческого возраста)

1. Студент как субъект учебной деятельности.

2. Мотивы поступления в вуз.

3. Мотивы обучения в вузе.

4. Социально-психологические особенности студента академической группы.

5. Другие варианты жизненного пути: поиски работы, служба в армии, наркотизация, религиозные секты и т. д.

Практическое задание 6.1)Самоисследование мотивации учебно-профессиональной деятельности (проведение методик «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Изучение учебной деятельности студентов» (А. А Реан., В. А. Якунин). 2) Обработка и интерпретация полученных данных.

Практическое задание 7. Написать реферат на тему:

1.Психологические особенности выбора профессии.

2.Личностное и профессиональное самоопределение в юности.

3.Профессиональная культура школьников.

И составить диагностическое портфолио (подобрать не менее 5 методик) по профессиональному и личностному самоопределению (оформить в таблицу).

Методика Цель методики Источник (с указанием всех выходных данных) Указать возрастные границы
1.      
2.      
3.      

Г. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ



Наши рекомендации