Психологическая характеристика подросткового возраста

Цель:формирование умений давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории, определять признаки проблемного развития и прогнозировать психолого-педагогическую помощь детям.

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Психологическая структура подросткового возраста. Чувство взрослости.

· Социальная ситуация развития. Проблемы общения.

· Ведущий вид деятельности.

2. Психологические особенности и новообразования подросткового возраста.

· Особенности общения подростка со сверстниками и взрослыми. Неформальные группы общения современных подросткков.

· Развитие познавательной сферы подростка. Интересы современных подростков.

· Развитие личности, личностные новообразования возраста. Самосознание, потребность в самоутверждении и «Я»-концепция у подростка.

· Проблема кризиса в подростковом возрасте: виды кризисов. Признаки и характеристики.

· Новообразования подросткового возраста.

3. Актуальные проблемы подросткового возраста и направления их решения (психопатии и акцентуации характера у подростков, девиации психосоциального развития (депривация, изоляция), особенности психосексуального развития). Трудный подросток.

Ключевые понятия:пубертатный период, половое созревание, акцентуации характера, самосознание, лидерство, референтная группа, эгоцентризм подростковый, конфликтность, «Я»-концепция, нравственное развитие, формально-логическое (рассуждающее) мышление, акселерация, амбивалентность, самоопределение, девиация, изоляция.

Задания для самостоятельной работы:

1.Заполните таблицу «Содержание психологических кризисов подросткового возраста»

Название кризиса Причина кризиса Содержание кризиса Признаки (симптомы) кризиса Новообразования кризиса
11-12 лет        
15-17 лет        

2. Побеседуйте с родителями (братьями, сестрами) подростков и обсудите специфику потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении современных подростков. Подготовьтесь описать выше указанные черты возраста. Как выявляют и развивают родители и педагоги интересы современных подростков?

3.Вспомните границы и признаки подросткового кризиса, сопоставьте их с актуальными проблемами современного подростка. Предложите психологически обоснованные способы помощи ребенку. Можно выполнить задание в виде таблицы «Варианты неблагоприятного развития в подростковом возрасте и помощь ребенку».

Вариант неблагоприятного развития Психолого-педагогическая помощь Автор и название статьи
       

Список рекомендованной литературы для выполнения задания:

1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. – М., 1982.

2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

3. Программы психологической помощи подростку:

- Уроки психического здоровья для подростков: профилактика и коррекция трудностей / В кн. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб: Союз. – 1999.

- Социально-психологическая реабилитация подростков групп социального риска / В кн. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб: Союз. – 1999.

4. На основании рекомендованной литературы выделите особенности стадий развития личности в подростковом возрасте, характерные проблемы, причины их возникновения и стратегии преодоления. Сделайте описание типов акцентуации характера.

Вопросы и задания для работы на занятии:

1. Почему, несмотря на то, что подросток продолжает быть школьником, учебная деятельность теряет свое ведущее значение? Подготовьте план семинара для учителей среднего звена по этой теме.

2. Кризис — это норма или патология? Как отличить нормальное протекание кризисного периода от патологического?

3. Какие педагогические выводы следуют из положения о значимости «проблемы интересов» в подростковом возрасте?

4. Одной из важнейших задач возраста является половая идентификация подростков. Как правиль развивать сексуальные представления и интересы ребенка? Какую современную литературу (ресурсы) можно посоветовать по этому вопросу родителям, подросткам, педагогам?

5. Молодежная и подростковая субкультура — один из камней преткновения в общении поколений. Расскажите о подростковых субкультурах нашего города (района, области). Какое отношение у взрослых к этим субкультурам? Каковы психолого-педагогические ресурсы субкультур?

5. Подберите методики для диагностики ключевых новообразований возраста.

6.

Список обязательной литературы:

1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий – М., 1982.

2. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб: Союз. – 1999.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М: Изд-во МГППИ, 2006.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006.

6. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана – СПб. – «прайм – ЕВРОЗНАК», 2005.

7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2007.

Список дополнительной литературы:

1. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. сочинений в 6 томах. – М., 1984. – Том 4.

2. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. – 1996. – № 3.

3. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология общения бродяжничающих детей / Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2007.

4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

5. Прихожан А.М. Гуткина Н.И. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 1999.

7. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Н.В. Дубровской. – М., 1987.

8. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2007.

9. Цукерман Г.А. Десяти - двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопросы психологии. – 1998. – № 3.

10. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. психол. тр. – М., 1995.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕМА 5

«Подростки – это существа, которые еще не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители» (Р.Уолдер, американский психолог).

Наши рекомендации