Основные подходы, модели и методы изучения семьи.
5 подходов изучения семьи по Р.Хиллу:
1) Институционально-исторический подход(эволюционизм)
2) Структурно-функциональный
3) Интеракционистско- ролевой анализ, символический интеракционизм
4) Ситуационно-психологический подход
5) Дивелопменталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи)
Первые 2 подхода ориентированы на изучение семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе, а так же динамике семейных структур и их соц.последствий. Три последующих сводятся к теории соц.поведения личности и групп.
Методы:
1) Наблюдение-восприятие поведения людей в семейной ситуации с последующей фиксацией происходящих событий Психолог не вмешивается в действия членов семьи, за кот. наблюдает. запись наблюдений- фактологическая, без выводов и интерпретаций
2) Метод анализа конкретных ситуаций- всесторонне исследование(тесты ,изучение биографии , проведение собеседования)
3) Опрос-работа с определенной выборкой(по телефону ,личная беседа, анкета по почте)результаты требуют кропотливого изучения.
4) Статистические методы – полезны для изучения многих зависимостей, но ограниченны в плане обнаружения причинно-следственных связей
5) Эксперимент – это единств. метод ,позволяющий достоверно установить ,что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное появление другого.
Психодинамический подход к семье.
(Берет начало в работах Фрейда)
Семья понимается, как среда первичной социализации. В условиях семьи у человека формируются защитные механизмы, которые позволяют конструктивно переработать энергию базовых влечений.
Развитие личности имеет несколько событий, которые являются психологически травмирующими для человека:
· отнятие от груди
· формирование навыков опрятности (приучение к горшку)
· рождение младшего ребенка
· выход в школу и детский сад (ослабление инфантильной зависимости ребенка от родителей)
· обретение независимости от родителей (автономизация)
· смерть одного из родителей.
Развитие личности понимается как процесс в двух направлениях:
1. освобождение от инфантильной зависимости
2. формирование самоопределения по типу взрослого человека
От эгоцентрического представления о себе как центра семьи к адекватному осознанию себя и своего места в обществе, как это бывает у взрослых людей.
Понятие "семейные мифы" - это ригидные и возможно неадекватные жизненные принципы, передаваемые родителями своим детям, и эти жизненные нормы отражают вытесненные психологические проблемы родителей."Семейная тревога" - возникает в том случае, если они испытывают неприемлемые для осознания влечения по отношению к кому-то из членов семьи. (Эдипов комплекс)
Юнгеанский подход к семье
Индивидуация - путь к себе, личностный рост (Юнг).
Для нее необходим некоторый функциональный уровень дискомфорта, неустроенности, самопожертвования.
Архетипы жен и мужей.
Архетипы брачных отношений.
1. крестьянский брак - общее дело тянут за собой
2. брак "детский приют" - сказка о золушке (добирает в брак то, что не добрал в семье родителей)
3. политический брак
4. рабский брак (подчинение одного другим)
5.
Гуманистический подход к семье. В.Сатир, Э.С.Спиваковская
Семья рассматривается как социальная среда, способствующая личностному росту.
Огромное значение внутрисемейного общения:
однозначное - общение, в котором человек проявляет то, что чувствует реально, истинные эмоции (содержание всех коммуникативных каналов одинаково)
двусмысленное - противоречивое содержание коммуникативных каналов (партнер находится в растерянности: чему верить?)
Семья - благополучная, неблагополучная.
благополучная - особая жизненная сила и комфорт в семье; уверенность в себе характерна для членов семьи; общение однозначное, открытое. Благополучная семья - образцами ее являются люди зрелые в личностном плане, и дети тоже зрелые, соответственно своему возрасту.
неблагополучная - печать несчастья на лицах; общение двусмысленное, спутанное, нечестное, страх быть отвергнутым, наказанным. Неблагополучная семья - незрелая - встречаются две полуличности в надежде что-либо путное сделать.