Психологическое строение семьи. Основные подходы

Наиболее развернутый вариант предложил Дружинин. В основе отношений он рассматривал 3 основных параметра – те психические типы, которые мы наблюдаем в семье.

1. Доминирование – предполагает ответственность за тех, кто подчиняется.

2. Ответственность за всех, власть для реализации общественных задач.

3. Психологическая близость.

Семья – это структура, в которой обязательно реализуется отношения типа доминирвание и подчинение. Доминировать – это обычно, когда обладает властью один над другим. Властвовать, т.е. он/она обладают властью друг над другом, он может заставить ее делать то, что он сам делать бы не стал. Выделено 5 видов социальной власти (характеризует отношение между ребенком и взрослыми в семье):

1. Власть принуждения

2. Власть эксперта

3. Власть авторитета

4. Власть закона

5. Власть вознаграждения.

Доминирование тесно связано с ответственностью. Ответственность – категория, рассматриваемая в рамках морального сознания.

Муздыбаев выделяет:

- ответственность отношения в группе

- ответственность за цели деятельности

- ответственность за групповые нормы, то что случилось

- ответственность за стремление к изменению норм

- ответственность за группу в целом и ее членов. Она созревается при создании семьи.

Эмоциональная близость – это мотив к аффилиации. Аффилиация – социальное взаимодействие, которое как правило включает особенности переживание дружбы, любви, привязанности при наличии другого человека, потребность в общении, мотив может быть мотивирован и страхом отвержения. Доминирование связано с ответственностью и тот, кто ее несет должен реализовать властные отношения. Конфликт семьи – возникновение борьбы за власть. Максимально стабильной будет семья, где субъект ответственности и власти один и тот же, а члены семьи ближе к нему, чем друг к другу.

Семейная структура по Минухину.

Разработана в рамках структурной семейной психотерапии. Структурная модель семьи, которая дает психологу концептуальную карту того, что происходит в семье. Комплекс теоретических положений и методов рассматриваемых человеком в его социальном контексте. При психотерапии принимает участие вся семья. Семейная структура наблюдению не доступна. Терапевтическое воздействие на семью является одновременно и частью диагноза семьи. Любой семейный диагноз представляет форму динамического (интеррационального) диагноза. Диагноз и терапия неотделимы.

1. В этой модели семья трактуется как непрерывный эксперимент, в котором она развивается, балансируя на грани стабильности и изменения.

2. Семья это закрытая и открытая система и в ней проводится постоянный социальный эксперимент из видимых и невидимых ловушек. Семья будет ошибаться => возникновение конфликтов, конфликты развиваются и на основе этого семья будет развиваться.

Основные понятия структуры семьи.

1. Семейная структура – невидимая сеть требований и функций, организующих способы взаимодействия членов семьи, т.е. это поведение, постоянно повторяющиеся способы взаимодействия в семье и способы регуляции => в структуру входят наборы осознаваемых и неосознаваемых правил, которые определяют взаимоотношение. В любой семье существует система реализации отношений:

а) генетическая система – иерархическая система – основанная на авторитете родителя

б) система семейных комплиментарных ролей, т.е. дополняющих друг друга. Это система психологических ролей, закрепленные в сознании участников характеристики, которые выводятся из их поведения.

2. Субсистема семьи

1) Супружеская пара – система, которая образовывается с заключением брака. В новую семью привносятся правила родительской семьи. Должна быть степень независимости новой семьи от родительской. Супругам надо выйти из родительских условий и создать новые условия, которые будут удобны для них самих. Прописывание ролей супругов.

2) Подсистема родителей – возникает в период рождения ребенка, накопление опыта супругами. У супругов свое представление о воспитании детей. Эта система должна приспосабливаться к возрастным особенностям ребенка. Родители должны учитывать потребности ребенка, со стороны детей – социализация, со стороны родителей – воспитание.

3) Детская подсистема – побыть ребенком, пообщаться без ответственности и без компетенции, получить социальный опыт – одни из основных задач.

Выделение этой системы позволяет выявить внутренние связи , которые тождественны понятию границ.

3. Границы семьи

- четкие. Нормальные семьи имеют четкие границы, благодаря этим границам члены семьи поддерживаются и опекаются и вместе с тем допускается их автономия. Четкие границы ухудшают коммуникации между родными. Они чувствуют взаимозависимость и индивидуальность.

- ригидные – изолируют членов семьи друг от друга и от общества. Им трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы, но не согласованности.

- диффузные – проницаемые. Каждый член постоянно заботится о каждом, постоянно предлагает помощь, в этих семьях нет четких функций подсистем – утрачивается автономия и возможность экспериментировать. В результате дети плохо развиты, они очень уверены в родителях, но не уверены в себе. Им трудно создать собственную семью.

Наши рекомендации