Методы психологии (краткий обзор)
В отечественной науке уже давно сложилась общая схема уровней методологии. Самым высшим уровнем называется философский уровень (наиболее общие мировоззренческие установки и принципы познания). За каждой психологической школой или концепцией (осознает это исследователь – представитель данной школы или нет) всегда скрывается та или иная философская позиция: за бихевиоризмом – философия позитивизма и прагматизма; за одним из направлений гуманистической психологии (концепция Виктора Франкла) – экзистенциализм, деятельностный подход в психологии опирается на философию марксизма. По мнению Э.Г. Юдина, одной из актуальных проблем философской методологии является определение специфики гуманистического познания в сравнении с естественнонаучным.
Вторым и третьим уровнями методологии являются соответственно общенаучная и конкретно-научная методология. Первая предполагает использование некоторых общенаучных принципов, таких как, например, системный подход, означающих изучение самых различных объектов, в т.ч. и психических явлений как систем.
Системой называется совокупность элементов, находящихся между собой в определенных отношениях, которая характеризуется определенной степенью целостности (единства). Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Конкретно-научные принципы познания различаются применительно к конкретным сферам науки, а также к разным направлениям и школам данной науки. Принцип – основные исходные положения какой-либо теории, учения и т.д. руководящая идея, основное правило. К важнейшим принципам психологии относятся принцип системности, принцип развития, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности.
Согласно принципу системности необходимо из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных. Психическая организация – это системный объект, живущий сам по себе независимо от его познанности. В истории развития психологической науки возникали различные теории, как устроена психика, из каких частей состоит и т.д. От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике, его различные фрагменты складывались бы в целостную картину. В свою очередь психика является подсистемой или элементом более универсальной системы.
Принцип развития базируется на признании того факта, что психика человека находится в постоянном движении, действии, проявляет различные виды активности и проходит через ряд необратимых изменений, в результате которых она становится на новый уровень функционирования. Этот принцип диктует необходимость при исследовании психических явлений выявлять их закономерные изменения в процессах филогенеза, онтогенеза и социогенеза.
Принцип детерминизма указывает на закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов, то есть психика понимается как вторичное образование, причинно обусловленное объективной действительностью и деятельностью мозга. Также этот принцип указывает на необходимость объяснения различных проявлений психики естественными причинами, а не иррациональными, мистическими или случайными.
Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов: системности, развития, детерминизма.
Наконец, последний уровень методологии – это методы и конкретные эмпирические методики, определяющие сбор и обработку полученных данных.
Метод – это путь научного познания, способ, посредством которого познается предмет науки. Методика – это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях – в организационных, социальных, исторических. Набор или система методов и методик любой науки не является случайным, произвольным, а складывается, видоизменяется, развивается исторически.
Приводимая ниже информация о методах психологии не преследует целей классификации методов. Это просто некая иллюстрация, которая знакомит Вас с арсеналом используемых в психологии средств эмпирического исследования.
Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам исследованияотносят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.
Житейские наблюдения составляют бесценный личный опыт каждого человека, который он может рационально использовать в своей реальной жизни и деятельности. Однако в житейских наблюдениях велика доля случайности. Чтобы стать научным методом, наблюдение не должно ограничиваться простой регистрацией фактов. Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.
Экспериментом называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.
Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.
К вспомогательным методам относят: опрос в форме анкетирования или интервью, проективные методики, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д.
Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы – анкетирование и интервью. Их отличия – в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.
Проективные методы характеризуются созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми. За каждой такой интерпретацией стоит уникальная система особенностей данного испытуемого. К проективным методам относят, например, метод фрустрации Розенцвейга.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.
Анализ продуктов деятельности как метод исследования в психологии включает в себя, например, изобразительную деятельность. Список разработанных в этой области методов достаточно широк: «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др. В любом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. В нем содержится много «сигналов» для психолога, что помогает ему глубже понять состояние клиента, его видение мира, социальные пристрастия. Однако такие методики предъявляют серьезные требования к специалисту-психологу: необходима длительная практика их применения, чрезвычайная осторожность в интерпретации полученных данных, умение правильно связать сложный комплекс методик, поскольку анализ продуктов деятельности не должен применяться изолированно от других методов.
Результаты научных исследований, полученные с помощью разных методов и методик, оформляются научными терминами в виде понятий. Понятие – это всегда логически оформленная общая мысль о классе предметов и явлений. Наиболее общее, предельное понятие носит название категория. В категории представлен деятельностный план, она организует исследование. Так, за категорией «психический образ» стоит множество явлений, обозначаемых такими терминами, как «ощущение», «восприятие», «представление». ». Однако категория образа, включая это содержание, не исчерпывается его обобщением, не сводится к тому, что концентрирует признаки, присущие ощущению, восприятию и т.д. Ее назначение – организовать и направить исследовательский поиск, выполнить рабочие функции в конкретных проблемных ситуациях, поэтому категории в отличие от понятия присуще биполярность: она относится и к полюсу знания (включает содержательные признаки) и к полюсу деятельности (организует процесс поиска новых решений).
К наиболее значимым психологическим категориям также относят категории отражения, деятельности, общения, мотива, отношения и др.
На путях психологических исследований для психологов-новичков встречается множество капканов, которые искажают результаты исследований. Эффект плацебо, обнаруженный медиками, свидетельствует о том, что невольно экспериментатор может внушить мысль об особой эффективности, например, процесса исследования, и у испытуемых начинают наблюдаться желаемые результаты, хотя на самом деле процесс исследования никакого воздействия не оказывает. Эффект плацебо – частный случай эффекта Хотторна. Психологи, работающие на предприятиях Хотторна в Чикаго обнаружили, что испытуемые очень часто ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы.Эффект Пигмалиона заключается в том, что экспериментатор, убежденный в обоснованности гипотезы, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.Эффект первого впечатления выражается в том, что оценивая, например, черты характера какого-либо человека, экспериментатор придает большое значение первому впечатлению, а данные, противоречащие созданному при первой встрече образу, невольно отбрасываются.
Вопросы и задания для самоконтроля
· Каково соотношение понятий «методология», «метод», «методика»?
· В чем заключаются основные методологические требования?
· Каковы основные принципы психологической науки?
· Какие методы исследования применяются в психологии?
· В чем отличие научного наблюдения от обыденного, житейского?
· Чем различаются наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии?
· В чем отличие теста от других методов психодиагностики?
· Что может искажать результаты психологического исследования?
· На основе данного текста ответьте на вопрос, в чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?
· Психика человека не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение – могучий метод естествознания. И его широко используют, но … Скажите, одинаково ли вы ведете себя наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?
· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.