Эксплицитные функции психики

Человек благодаря сознанию способен к произвольным действи­ям, поступкам и к инициативной деятельности, которые вытекают из его субъектной активности. Следовательно, он сам по своему усмот­рению использует свой психический потенциал в процессах взаимо­действия с внешним миром. В результате человек сам преобразует свой внутренний психический резерв через процессы внешнего взаи­модействия. Это приводит к новым формам отношений с окружаю­щей его действительностью, в которых имплицитные функции транс­формируются в ряд внешних (эксплицитных) функций психики: коммуникативные, информационные, когнитивные, эмотивные, конативные, креативные. В них и раскрывается психический потенци­ал человека как субъекта предметно-практической и общественно-трудовой деятельности.

В этой деятельности человек не только преобразует среду своего обитания, но вместе с тем и свою собственную психологию. В этом смысле можно сказать, что психика не только функция мозга, но и ре­зультат внешней субъектной активности, которую человек проявляет по своей воле. Это означает зависимость индивидуального психичес­кого развития от самого человека, от того, насколько успешно он реа­лизует в своей жизни потенциал эксплицитных психических функций.

Все шесть эксплицитных функций психики в процессах взаимо­действия человека с окружающим миром (вещами и людьми) транс­формируются в психологические, социально-психологические, соци­альные явления индивидуальной, групповой и общественной психологии, которая ассимилируется в личностной организации че­ловека в виде ролей и психологических качеств.(См. композицию 4)

Композиция 4

ЭКСПЛИ­      
ЦИТНЫЕ   ВИДЫ ТРАНСФОРМАЦИИ  
ФУНКЦИИ      
психики   Психологи­ческая   Социопсихо-   Социальная   Личностная  
        логическая          
    органы чувств.       объединения   коммуникатор  
КОММУНИ­   выразительные   взаимосвязь   людей   общительность  
КАТИВНЫЕ   движения       технические   обаяние  
    речь       средства      
            связи      
    ощущения   сообщение   обществен­ные   Знаток  
ИНФОРМА­   восприятие   взаимопре-   инфор­      
ЦИОННЫЕ   память   зентация   мационные   знания  
            системы   эрудиция  
    представле­ния   взаимопознание   обществен­ное   Ученый  
КОГНИТИВ­       взаимопони­   мнение   мировоззрение  
НЫЕ   мышление   мание   обществен­ное   интеллект  
    воображение       сознание   прозорливость  
    эмоции   взаимоотноше социальные   Поэт  
ЭМОТИВ­   чувства   ния   отношения   совесть  
НЫЕ   настроение           любовь  
                доброта  
    потребности           Управленец  
КОНАТИВ-   установки   взаимоустре­   управление    
НЫЕ   интересы   мления   и   настойчивость  
    мотивы       организация   терпимость  
    воля           целеустрем­  
    внимание           ленность  
        взаимовлияние       Творец  
КРЕАТИВ­   интериоризация   подражание   воспитание   инициатив­ность  
НЫЕ   - экстериоризация психическое   и      
        заражение   обучение   изобретательность
        внушение          
        убеждение       духовность  
                авторитет  


Коммуникативные функции

Коммуникативные функции психики направлены на образование связей человека с объектами взаимодействия. Для выполнения этих функций человек обладает естественными органами своей телесной организации, посредством которых он осуществляет контакт с ми­ром вещей и людей. К ним относятся органы чувств, рука, речь и выразительные движения (мимика, пантомимика, предметные дей­ствия). В контактных действиях органы чувств и рука превращаются в средства коммуникации при взаимодействии с объектами. Напри­мер, зрение превращается в направленный взгляд, движения руки — в жесты, выражающие отношение человека к объектам коммуника­ции, что является уже психологической деятельностью субъекта.

Следовательно, психологическая трансформация коммуникатив­ных функций психики связана с преобразованием человеком органов телесной организации в орудия контактно-знаковой деятельности. Знаковая функция контактных действий в том и состоит, что человек посредством их выражает свои намерения взаимодействовать с теми или иными объектами внешнего мира. Если контактно-знаковая дея­тельность направлена на предметы, то человек по сути дела выража­ет свои актуальные вещественные потребности. Если же контактно-знаковая деятельность направлена на других людей, то за такой коммуникацией следует усматривать потребность в партнерах. Во втором случае коммуникативные функции подвергаются уже соци­ально-психологической трансформации, условием которой является партнерское взаимодействие.

Социально-психологическая трансформация коммуникативных функций предполагает непосредственное общение партнеров. Это воз­можно, если между ними возникает взаимосвязь, феномены которой производны от контактно-знакового взаимодействия, то есть наличия обратной связи между субъектами совместной жизнедеятельности.

Обратная связь в данном случае трактуется как ответная реакция одного партнера на контактно-знаковое действие другого. Эта реак­ция может быть представлена в форме вербального и невербального поведения, а также опосредована каким-либо предметным действи­ем в совместной предметно-практической деятельности партнеров.

Обратная связь является непременным условием общения и эф­фективной совместной деятельности людей. Если обратная связь

разрушена, то партнеры начинают переживать психологический дис­комфорт, в следствие которого появляется неадекватное поведение, раз­валивающее совместную деятельность, а цели (индивидуальные и об­щие) становятся труднодостижимыми. Например, если в телефонном разговоре мы плохо слышим своего абонента, то мы невольно начина­ем кричать, хотя он нас слышит хорошо. Мы кричим, потому что нам кажется, что и нас не слышат, а мы хотим, чтобы нас всегда слышали, когда мы к кому-либо обращаемся.

Эта социально-психологическая закономерность человеческого по­ведения особенно заметно проявляется в детских садах и школах, где стоит несмолкаемый гвалт детских выкриков из-за того, что никто нико­го не слушает, но все хотят быть услышанными. Для педагогики это ста­новится предметом воспитания культуры человеческого общения. Поте­ря обратной связи учителя с классом приводит учителя в состояние агрессивного раздражения. Первым сигналом нарушения обратной свя­зи с учащимися является непроизвольное повышение голоса учителя. Если это не помогает, то следуют угрозы классу в целом. Если и это не помогает, то агрессия выливается на самого беззащитного или нелюби­мого ученика, который определяется учителем как глупый и непослуш­ный. В самом этом слове заключено обвинение в том, что он не слушает.

В качестве рекомендации можно посоветовать в таких случаях резко понизить громкость своего голоса до чуть слышимого. Тогда абонент начнет кричать, а ученики невольно напрягать свой слух. Но только не затягивайте этот момент, а то вас перестанут слушать уже потому, что плохо слышат. Искусство поддерживать обратную связь — это искусство общения.

Итак, феномены взаимосвязи являются результатом социально-психологической трансформации коммуникативных функций психо­логической деятельности человека.

Дальнейшая трансформация коммуникативных функций связана с расширением социального пространства взаимодействия людей в сообществах.

Для поддержания взаимосвязи между людьми на больших рассто­яниях человечество в своей социально-исторической деятельности со­здает и развивает дополнительные (технические) средства коммуника­ции, к которым относятся транспортные средства и СМИ — средства массовой информации, а также средства индивидуальной технической связи. Всю техническую оснастку средств связи можно рассматривать

как своеобразное инструментальное развитие антропологических воз­можностей психического потенциала человека. В результате на естествен­ные средства связи наращиваются искусственные (инструментальные) средства коммуникации. Это приводит к социальной трансформации пси­хологической деятельности людей, которая проявляется в феноменах мас­совой психологии.

Технические средства коммуникации служат поддерживанию контактов в совместной жизнедеятельности людей, удаленных друг от друга на необозримые расстояния. Однако они не только под­держивают взаимосвязь между людьми, но и скрепляют их дело­вой взаимозависимостью. Все это приводит к объединению лю­дей в своеобразные социальные общности (производственные и профессиональные). Тем самым технические средства коммуни­кации соединяют людей, удаленных друг от друга большими рас­стояниями, в единый социальный организм на основе совместной деятельности и чувства социальной близости.

Источником этих чувств человека является психологическая самоиден­тификация его личности с различными общностями людей. Основанием групповой самоидентификации может быть родство по происхождению, которое выливается в семейные чувства, родоплеменные, этнические, ра­совые, сословные. Но в то же время основанием групповой самоиденти­фикации может быть индивидуально-психологическая значимость соци­альных общностей, членом которых хотел бы стать человек. Но это всего лишь мотивы групповой солидарности, которые еще следует реализовать посредством коммуникативной деятельности субъекта.

Итак, социальная трансформация коммуникативных функций пред­полагает возникновение чувства общности людей по происхождению и видам социальной деятельности. Средства коммуникации в данном случае служат скреплению соответствующих общностей в социальном и территориальном пространстве, обеспечивая объединение разрознен­ных людей в целостный социальный организм, который способствует самореализации личности в ее индивидуально-общественной жизне­деятельности.

Личностная трансформация коммуникативных функций представ­ляет собой ассимиляцию контактно-знаковых актов социального по­ведения в своеобразные психологические качества человека, из кото­рых складывается потенциал его коммуникативных способностей. К числу таких качеств в первую очередь следует отнести общительность.

Общительный — это человек, легко входящий в контакты с людь­ми, умеющий поддерживать обратную связь с партнерами, разговор­чивый, но и активно слушающий, позволяющий собеседнику психо­логически выразить себя. За ним, как правило, закрепляется роль хорошего собеседника. В числе коммуникативных способностей об­щительного человека отмечают умение устанавливать межличност­ные контакты, слушать других, вести беседу, увлечь людей, быть по­нятным и привлекательным.

Проявление коммуникативного потенциала личности зависит от настроения партнеров и социальной ситуации взаимодействия. Поэто­му один и тот же человек может казаться и общительным, и замкну­тым. С настроением, партнерами и ситуацией связана мотивация об­щения. Нежелание общаться проявляется, например, в том, что «у меня плохое настроение — не хочу никого видеть», «этот человек мне не интересен», «слишком много людей — боязно», «не люблю оставать­ся один на один» и т.п. У одних людей лучше получается массовое об­щение, у других — интимное в узком кругу. Здесь возникает вопрос о приятии партнеров. Что этому способствует, что этому мешает?

Коммуникативному приятию партнеров способствует зажигатель­ность и артистичность в эмоционально-выразительном поведении; тактичность, дипломатичность, простота, умение говорить, воспитан­ность, внимательность, искренность, убежденность, ясность сужде­ний в речевом и нравственном поведении.

Коммуникативное неприятие создает напряженность и мрачность в эмоционально-выразительном поведении; болтливость, пустословие, неумение говорить и слушать, косноязычие, невоспитанность, высокомерие, бестактность в речевом и нравственном поведении.

Все эти качества были обнаружены в моих исследованиях. Они не просто описывают коммуникативный потенциал личности, но и рас­крывают психологическую структуру феномена обаяния общительно­го человека. Обаяние — это таинственный дар достигать психологи­ческого расположения окружающих людей, быть притягательным, очаровательным, вызывающим безотчетное положительное отноше­ние. Оно исходит от личности как поток теплых солнечных лучей. Оно в искрящихся глазах, в сияющей улыбке, в мягких и приветливых жес­тах, в юморе, а также в оправданных ожиданиях партнера. Он несет в себе заряд положительных человеческих отношений и способствует объединению людей вокруг проблем их совместной деятельности.

Общительность и обаяние являются стержневыми характери­стиками личности как субъекта коммуникативной деятельности, которая в современном обществе превращается в специальную профессию, возникшую из потребностей взаимосвязи социальных организаций друг с другом и с обществом в целом. Потребность в эффективной коммуникации между людьми обусловлена задачами ры­ночного производства, ориентированного на потребительский спрос, который зависит от глубинных изменений в жизни населения и об­щества. Осознание взаимозависимых отношений отдельных соци­альных структур от общественных процессов породили новую про­фессию — «менеджер по связи с общественностью» (Public Relations).

Итак, коммуникативные функции психической деятельности по мере усложнения жизнедеятельности людей в сообществах трансфор­мируются в феноменах взаимодействия в виде психологических, со­циально-психологических и социальных явлений коммуникативного свойства. В результате взаимодействия с другими людьми человек приобретает специфические коммуникативные качества, обеспечива­ющие ему социально-психологический и профессиональный успех в социальных организациях и в обществе.

Информационные функции

Коммуникативные функции в процессах взаимодействия людей вы­ступают в единстве с информационными функциями, так как знак в виде средств коммуникации заключает в себе некоторое значение, которым субъекты взаимодействия обмениваются для передачи информации друг другу о предметах, ситуации, целях и способах взаимодействия.

Значение нагружает знак информационным содержанием, которое транслируется по разнообразным каналам коммуникации с по­мощью естественных (антропологических) и искусственных (техни­ческих) средств информационной связи. Значение представляет собой образ объекта в виде сообщения, и как всякий психический образ нагружено не только сведениями о предмете взаимодействия, но и субъективной интерпретацией предмета и ситуации совместной жиз­недеятельности.

Для преодоления возможных разночтений в субъективных интерпретациях за знаковой формой сообщения закрепляются более или менее определенные значения. Например, слово является знаковой фор­мой того предмета, который им обозначается. В результате знаково-информационной деятельности возникли многочисленные языки для обслуживания информационного взаимодействия людей. Это — сло­весные языки, жестовые языки, языки тела (пантомимика и мимика), графические языки (иероглифы и пиктограммы), звуковые языки (аз­бука Морзе), сигнальные и символические языки, где предметы вы­полняют функцию знаков. Языковая изобретательность людей без­гранична, что проявляется, например, в детских языковых играх, не говоря уже о великом разнообразии словесных языков.

Информационный обмен в коммуникациях представляет собой процесс передачи-приема сообщений. Передача сообщений осуществ­ляется с помощью средств информационной коммуникации. В этом процессе человек пользуется языками по общеизвестным правилам в меру своей языковой подготовки. Поэтому психологическая трансфор­мация информационных функций в этой части информационного об­мена связана с процессами языковой деятельности и экстериоризации (внешнего проявления) своего информационно-коммуникативного по­тенциала (способностей к оформлению сообщения). Сообщение, та­ким образом, является интегративным феноменом психологической трансформации информационных функций психики.

Прием сообщений происходит посредством ощущений и воспри­ятия. В ощущениях отражаются физические свойства знаков как ма­териальных носителей информации. Например, фонетические моду­ляции словесных знаков. Посредством восприятия происходит целостное отражение формы знака, в которой заключена содержа­тельная информация для партнеров взаимодействия. Эта информа­ция привносится субъектами сообщения, каждый из которых прида­ет данной конкретной форме знака свое индивидуальное значение, что является источником разноречия и в дальнейшем разногласия в понимании смысла сообщений. В этом процессе партнеры вольно или невольно решают проблему смыслового соотношения между знаком и его значениями. В языке она разрешена настолько, что позволяет людям приходить к однозначному пониманию употребляемых ими слов. По это не снимает проблему понимания сообщений до конца из-за сохраняющейся субъективности их восприятия.

Информация, заключенная в сообщении, запечатлевается нашей памятью, которая сохраняет и воспроизводит необходимые нам зна­чения в знаковой форме. При этом форма знака в памяти может отли­чаться по своему виду от формы знака, в котороймы воспринимали конкретную информацию. Это происходит в силу необходимости свер­тывания большого объема информации в компактные формы хране­ния и передачи для достижения оперативного эффекта при практи­ческом использовании информации.

Таким образом, с помощью ощущений, восприятия и памяти мы преобразуем психофизические воздействия внешнего мира в инфор­мационные процессы, и тем самым осуществляем своеобразную пси­хическую деятельность, которую можно и следует назвать психоло­гической деятельностью, так как именно она отличает нас от психической деятельности животных.

Психологическая деятельность проистекает из способностей че­ловека произвольно видоизменять знаковые формы передачи постигнутых значений предметного мира. Чем самым человек имеет воз­можность выражать свое индивидуальное понимание этого мира и делать это достоянием других людей.

Благодаря психологической деятельности психические образы ощущений, восприятия и памяти трансформируются в знаковые фор­мы сообщений, несущих информацию от человека к человеку, что приводит к обогащению индивидуального и общественного опыта людей в их совместной жизнедеятельности.

В процессах непосредственного партнерского взаимодействия информационные функции психики человека претерпевают социаль­но-психологическую трансформацию в связи с тем, что объектами информационного обмена становятся личности партнеров помимо предметов их совместной деятельности. В результате в информаци­онном процессе возникает два течения. Одно течение идет в направ­лении к предметной стороне взаимодействия, другое — в направле­нии к личностям партнеров. О предметной стороне совместной деятельности мы обмениваемся в форме сообщений, а о собственных личностях мы информируем друг друга посредством своего внешне­го облика, который представляет собой знаковую систему наших со­циально-психологических качеств.

Второе течение представляет собой психологический процесс вза­имопрезентации партнеров друг другу. Внешний облик в этом про­цессе является своеобразным средством обозначения личностных достоинств человека. Это делается нами через оформление нашей внешности посредством одежды и косметики, а также через привыч­ную для нас манеру поведения и выразительные движения (мимику, пантомимику, интонацию). Все это включается в имидж личности. Мы знаем, что имидж личности играет не последнюю роль в соци­альном успехе человека. Поэтому люди с давних времен придают внешнему облику большое значение.

В культурах разных народов выработаны весьма своеобразные эталоны внешней привлекательности человека. Для одних — это мо­гут быть толстые губы, для других — длинная шея, для третьих — вытянутые мочки ушей, для четвертых — конусообразный череп, для пятых — черные зубы, а не белые, как у европейцев. Разнообразие этих эталонов трудно перечислить, как трудно перечислить все этни­ческие общности людей, населяющие нашу планету.

Каждый человек стремится соответствовать, одобряемым в его общности, эталонам внешней привлекательности для того, чтобы вызвать к себе расположение окружающих его людей. Но для этого каждый из нас должен приложить определенные усилия в оформле­нии своего внешнего облика и соответствовать в своем поведении, сложившимся традициям, ритуалам и обрядам.

Например, знаменитый путешественник Ливингстон описывает ритуал рубцевания, принятый у одного из африканских племен, в процессе которого вокруг талии делается разрез на глубину до одно­го сантиметра и засыпается соль, чтобы она разъедала мышечную ткань. В результате последующего заживления на теле образуется выпуклый рубец толщиной в палец. Когда Ливингстон спросил жен­щину, которой на его глазах был нанесен очередной разрез, зачем она себя обрекает на такие муки, но услышал, что у нее теперь будет боль­ше рубцов, чем у других соплеменниц, и она опять станет самой при­влекательной женщиной в племени.

Итак, в контексте социально-психологического взаимодействия ин­формационные функции психической деятельности трансформируют­ся в культурно-исторические формы взаимопрезентации, которые ста­новятся предметом особой манипуляции с внешним обликом человека.

Социальный контекст взаимодействия людей приводи г к возникно­вению новых явлений трансформации информационных функций пси­хики. В их числе следует отметить общечеловеческий опыт, выступаю­щий в форме знаний. В связи с этим появляются и новые виды профессиональной деятельности, которые призваны заниматься соби­ранием, хранением и систематизацией информации, выработанной об­щественной практикой и специализированной научной деятельностью людей разных поколений. Это делается для того, чтобы повысить эф­фективность общественно-трудовой деятельности, которая выполняет функцию воспроизводства жизни человечества как вида и обеспечивает его эволюционное развитие. В то же время это касается индивидуально­го развития и самосовершенствования личности. Уже не секрет, что от информационного обслуживания зависит эффективность производства, обучения, динамика политической, правовой, экономической и культур­ной жизни общества. Вместе с тем это предопределяет темпы индиви­дуального развития личности.

Поэтому создаются специальные информационные институты и службы, развиваются средства массовых и индивидуальных информа­ционных систем, обеспечивающих оперативную связь между произ­водителями и потребителями знаний. В настоящее время наилучшим образом отвечает интересам информационного обслуживания система Интернет. Не случайно, например, американский президент Клинтон в своей предвыборной программе обещал обеспечить каждого школь­ника США средствами подключения в Интернет (международную сеть информационного обслуживания). Это, по его мнению, позволит по­высить эффективность школьного образования и будет стимулировать индивидуальное развитие американца XX1 столетия.

Функцию информационного обслуживания сегодня выполня­ют и библиотеки, и системы массовой информации (СМИ). Спе­циализированным производителем новой информации является наука. В связи с этим в общественной жизнедеятельности будет неуклонно возрастать роль ученых, журналистов, учителей, работников информационно-технических служб. Наверняка появятся и новые профессии по удовлетворению потребностей в первичной переработке информации.

Осознание важности информации для индивидуального развития и достижения социального успеха личности приводит человека и общество к стремлению овладеть всеми знаниями, выработанными че­ловечеством. Однако объем этих знаний неуклонно возрастает и очень высокими темпами. Он так велик, что становится проблематичным для освоения отдельно взятым человеком. Дело в том, что пропуск­ные возможности психики для ассимиляции информации в опреде­ленную единицу времени ограничены. Это противоречие между на­растающими объемами информации и психическими возможностями человека порождает острейшую проблему в образовании.

В связи с этим возникает вопрос: как в ограниченные времен­ные отрезки школьного и профессионального образования помес­тить весь объем общечеловеческого знания? Некоторые пытаются решить этот вопрос путем включения «нового» знания за счет ис­ключения «старого». Другие полагаются на критерий «нужности-ненужности» знаний для меня лично и моей профессиональной де­ятельности. И тот, и другой путь возможен, но, в конечном счете, ущербен, так как знания — это не уплощенная информация, а слож­ная система синтеза информации. В знаниях информация пред­ставлена в преобразованном виде. В знаниях информация струк­турно организована под определенную жизненно необходимую потребность человека.

Потребности человека в знаниях проистекают из него самого и необходимой связи его с объектами внешнего мира в процессах жиз­необеспечения. Поэтому отказ от каких-либо знаний — это отказ, если не от актуальных, то обязательно от потенциальных собственных потребностей. Но это не снижает остроты поставленного вопроса.

Решение его предполагает поиск такой структурной организации знаний, которая позволяла бы ассимилировать всю информацию в удобные для пользователя формы. Для этого необходимо решить две взаимосвязанные проблемы — проблему классификации знаний и проблему междисциплинарных связей внутри этой классификации.

Например, для системы школьного образования целесообразно сделать классификацию «предметов» по объектному принципу с уче­том реальных потребностей человека в предметах внешнего мира. Тогда мы получим следующий перечень объектно-потребностных учебных «предметов» или, лучше сказать, учебных дисциплин:

• «природоведение» (учебная дисциплина об объектах приро­ды — растениях и животных);

• «материаловедение» (учебная дисциплина о жидкостях, твердых телах, газах, сыпучих веществах);

• «пространствоведение» (учебная дисциплина о пространстве, времени, космосе);

• «домоводство и техника» (учебная дисциплина о доме и предметах быта);

• «языкознание» (учебная дисциплина о языках, речи и общении);

• «человековедение» (учебная дисциплина о человеке, его пси­хической и телесной организации);

• «обществоведение» (учебная дисциплина об общностях людей, образе жизни, общественных событиях, социальных органи­зациях, культуре);

• «искусствоведение» (учебная дисциплина о видах и предметах искусства, духовном мире);

• «физкультура» (учебная дисциплина о физическом развитии и здоровье человека).

Этот круг дисциплин представляет всевозможные взаимосвязи человека с окружающей его действительностью и по объектной на­правленности отвечает жизненным потребностям человека. В то же время он остается открытым для ассимиляции любой информации и благодаря этому позволяет интегрировать ее в сложившуюся систему знаний о мире людей и вещей.

Человек как хранитель и передатчик информации приобретает статус знатока и эрудита, что повышает его авторитет в ближайшем окружении людей и в обществе. «Знаете ли, господа, сколько значит, в обширной столице нашей, человек, всегда имеющий у себя в запасе какую-нибудь новость, еще никому не известную, и сверх того обла­дающий талантом приятно ее рассказать? По-моему, он почти вели­кий человек; и уже бесспорно, иметь в запасе новость лучше, чем иметь капитал»,— писал Ф. Достоевский. Ирония Достоевского в данном случае подчеркивает социально-психологическую значимость знатока новостей. Поэтому стремление к ролям знатока и эрудита ста­новится одним из сильнейших мотивов личности.

Успешная трансформация информационных функций в этих ро­лях опирается, прежде всего, на мнемические способности человека и умения в доступной форме представить имеющуюся информацию для потребления другими людьми. В целом же следует говорить о способностях человека к информационной деятельности и, естествен­но, об информационном интеллекте, который обеспечивает человека базовой информацией для размышления и творчества.

Однако информированность человека нередко интерпретируется как наличие творческих способностей, что ни одно и тоже. Именно понимание этих различий дает основание Достоевскому для юмора в адрес знатока. И, тем не менее, каждый человек воспринимается че­рез призму ролей знатока и эрудита, и это сказывается на социальном статусе его личности.

Эти роли естественно возникают из совместной жизнедеятельности людей и обнаруживаются в процессах общения. В них ассимилируются результаты информационного взаимодействия людей, раскрывая со­ответствующие способности человека.

Таким образом, акты психического отражения и выражения трансформируются в сложнейшие явления информационного взаи­модействия людей.

Когнитивные функции психики

Когнитивные функции психики возникают из способностей че­ловека оперировать полученными знаниями во внутреннем плане сво­его индивидуального сознания. Это расширяет возможности челове­ка в познании окружающей его действительности и позволяет ему предвидеть обстоятельства его жизнедеятельности. В результате ког­нитивные функции обеспечивают особое качество познавательной деятельности, которое проявляется в ее осмысленности.

Осмысленность является следствием апперцептивных свойств психического отражения, которые проистекают из способностей че­ловека накапливать и сохранять опыт первичного конкретно-чувствен­ного отражения в виде образов ощущений и восприятия. Осмысли­вая эти образы, человек в качестве субъекта познания преобразует их в свои индивидуализированные представления об объектах взаимо­действия. В эти представления включается не только весь прошлый опыт человека, но и его сиюминутный смысл взаимодействия с дан­ным конкретным объектом. В результате образ представления содер­жит в себе проекцию субъективного видения объекта, конструкт ко­торого формируется самим человеком.

Таким образом, информационное значение объекта включается в личностный смысл субъекта познавательной деятельности. В цепоч­ке психического отражения появляется звено смыслообразования, и она включает уже четыре элемента (канал-знак-значение-смысл). Элемент смысла смещает акцент в психическом отражении в сторону субъектной произвольности настолько, что психическая деятельность начинает приобретать черты психологической деятельности,. которой присуще самоуправляемость, вытекающая из рефлексивных возмож­ностей человеческой психики, то есть из способностей к самоотра­жению психического процесса.

Личностный смысл раскрывает субъективную направленность человека в познании внешнего мира, задавая конфигурацию ког­нитивного конструкта, который представляет собой внутренний стереотип познавательной деятельности субъекта. Этот стереотип выполняет функцию когнитивной установки, предопределяя ин­дивидуальную стилистику мышления и воображения человека. Посредством когнитивных функций конкретно-чувственные акты психической деятельности трансформируются в конкретно —и аб­страктно-логические процессы познавательной деятельности че­ловека, такие как представление, мышление и воображение. Ког­нитивные структуры этих процессов формируются под влиянием понятийно-предметных средств взаимодействия человека с вне­шним миром, в роли которых оказываются слова, рисунки, жесты, орудия труда и познания, игрушки ребенка, а изначально рука как главный инструмент субъектной активности, ставшей источником

психологической деятельности человека.

В качестве когнитивных конструктов выступают способы позна­вательной деятельности субъекта. Эти способы формируются стихий­но, а также под влиянием взрослых, которые воспитывают и обучают ребенка. В дальнейшем способы познавательной деятельности осмыс­ливаются и складываются в специальные технологии познания пред­метной среды. В результате когнитивные конструкты оформляются в различные схемы и методы познавательной деятельности человека.

Таким образом психологическая трансформация когнитивных функций связана с появлением смыслового компонента в психичес­кой деятельности человека. Смысл, привнесенный субъектом в образы представлений, мышления и воображения, задает внутреннюю субъективную логику познавательной деятельности в виде ее спосо­бов, методов, технологий и порождает, тем самым, индивидуальную стилистику человека как субъекта познания. В этом и результируется психологическая трансформация когнитивных функций психической

деятельности человека.

Социально-психологическая трансформация когнитивных функций связана с явлениями взаимопознания людей. Главными феноменами взаимопознания являются образы партнеров, участвующих в совмест­ной деятельности. Образы партнеров— это результат их психологи­ческого взаимодействия, в процессе которого они раскрывают свои психологические качества как субъекты совместной деятельности.

Образы партнеров представляют собой своеобразные психоло­гические портреты, отражающие эмпирическую структуру личнос­ти, соответствующую требованиям совместной деятельности. Поэто­му в психологических портретах житейского взаимопознания не всегда воспроизводится полностью научная структура личности. В обыденном взаимопознании люди выделяют ситуативно необходи­мые качества партнеров, то есть такие, которые обеспечивают успеш­ность взаимодействия здесь и сейчас. Поэтому на стадии взаимопре­зентации мы пытаемся продемонстрировать ситуативно важные качества личности. Это говорит о том, что партнеры стремятся навя­зать друг другу образы своей личности, привлекательной д<

Наши рекомендации