Информационный подход в обучении

В традиционнойсистеме процесс обучения рассматривается как обмен информацией между учителем и учеником. Учитель прибавляет новые знания, ученики сообщают, что они поняли, фактически просто пересказывая блоки информации. Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют «школой памяти». Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б.Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.

В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена - переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Линейная система программированного обучении. Обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий.

Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Краудер. В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности.

Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например: не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении; требует больших затрат времени; применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Пошаговые программы породили алгоритмизациюобучения - составление учебных алгоритмов. Алгоритмв дидактике - это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

Теория поэтапного формирования умственных действий создана П.Я. Гальпериным. Теоретическое положение, на котором базируется теория поэтапного формирования умственных действий, - это вывод о том, что формирование новых действий зависит от ориентировки (в которой содержатся не только действия и операции, но и все необходимое для их безошибочного выполнения).

На первое место в своей теории П. Я. Гальперин ставит анализ усвоения действий, так как знания рассматриваются как образования, производные от действий и их усвоения. Знания являются результатом преобразования внешних действий во внутренние. Действия включают в себя следующие компоненты: предмет, продукт, средства и ориентировочную основу действия (отражение и знание обо всех вышеперечисленных компонентах действия). В соответствии с этой теорией усвоение знаний – это процесс, осуществляемый на основе усвоения действий по применению усваиваемых понятий.

Этапы формирования умственных действий:

1. Этап мотивации.

2. Этап усвоения ориентировочной основы действия.

3. Этап усвоения действия в материализованной форме.

4. Этап выполнения действия в громкой речи.

5. Этап выполнения действий в речи «про себя».

6. Этап выполнения действия в умственной форме.

Копьютеризацияучебного процесса в современной школе становится нормой. На уроках, во внеучебной деятельности широко используются компьютерные программы.Компьютерные обучающие программы– это такое средство обучения, которое является носителем предметного содержания и которое направлено на организацию деятельности учителя и учащихся; оно может быть реализовано только при помощи ЭВМ. В плане доступности информации, ее увлекательности компьютерные технологии обучения имеют ряд привлекательных моментов.

♦ Доступность, наглядность содержания, при котором нет нужды долго о чем-то думать и что-то осмысливать.

♦ Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность и для преподавателей, и для учащихся осуществлять оперативный доступ к различной информации, осуществлять ее накопление, тиражирование.

♦ Сильные эмоции, переживаемые учащимся. Необычная ситуация держит пользователя в постоянном напряжении.

♦ Облегченность осуществления диалогового режима взаимодействия с компьютером (или с компьютерами в сети).

♦ Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданиям с компонентами проверки правильности их выполнения.

♦ Повышаются возможности индивидуализации обучения за счет подбора темпа предъявления заданий.

♦ Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность.

Компьютерные технологии создают новые возможности в дистанционном образовании.

К проблемам, которые порождает использование компьютеров, относят:

♦ сужение поля творческой активности учащегося (жестко задана
последовательность действий, задан результат, т. е. алгоритм);

♦ умственная деятельность человека не должна копировать машину (из-за излишней алгоритмизации деятельности);

♦ блокируется образное мышление (отправной пункт творчества);

♦ излишняя индивидуализация обучения;

♦ формирование у учащихся малообоснованной уверенности в беспредельных возможностях компьютера, граничащей с отказом от самостоятельных усилий;

♦ нежелательное использование доступной информации (например, ученик вместо самостоятельного написания реферата находит готовую работу в Интернете или на компакт-диске);

♦ компьютер может быть использован не только в учебных целях, его использование может привести к компьютерной зависимости (зависимость от компьютерных игр и интернет-зависимость);

♦ гигиенические ограничения (ребенку за монитором рекомендуется непрерывно заниматься не более 15-20 минут из-за вредоносного воздействия магнитных полей, утомления зрения и т. п.);

♦ затраты дополнительного времени и труда педагога, поскольку использование компьютеров требует высокой квалификации.


Наши рекомендации