Информационный подход к развитию

Пиаже подвергается критике со стороны многих психологов, среди которых есть и сторонники информационного подхода. Как и Пиаже, это ког­нитивные психологи, поскольку они исследуют мышление и интеллект в целом. В отличие от Пиаже, они скептически относятся к теории, в основу которой положены качественно различные стадии развития. Они считают, что развитие человека, в том числе когнитивное развитие, является не скачкообразным, а непрерывным, инкрементальным движением вперед.

Как и теоретики научения, сторонники информационного под ции человеческим интеллектом, ????????

Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

информационный подход к развитию Теория развития человека, которая использует аналогию с компьютером для разработки программы исследовании способов приема, обработки и хранения информации и пытаются разработать науку о человеческом поведении. Они хотят идентифицировать основные процессы, такие как восприятие, внимание или па­мять, и точно описать, как они функционируют.

Все люди постоянно обрабатывают информацию. Мы избирательно обращаем свое внимание на что-либо, например на буквы на этой странице. Мы преобразовы­ваем буквы в слова, а слова — в мысли. Затем мы запоминаем эти мысли, чтобы воспользоваться ими позднее. Поэтому многие теоретики информационного подхо­да используют компьютер в качестве модели человеческого мозга. У компьютера есть аппаратное обеспечение — сама машина и программное обеспечение — про­граммы, которые руководят его действиями. Интеллект также имеет «аппаратное обеспечение» — клетки и ткани мозга и «программное обеспечение» — усвоенные в ходе научения стратегии обработки информации. Компьютер должен обрабаты­вать вводимые в него данные, выполнять с ними определенные операции, запоми­нать информацию и выдавать результаты. Интеллект тоже должен избирательно направлять внимание и воспринимать информацию, устанавливать связи, произво­дить расчеты или какие-либо еще операции с исходной информацией. Как правило, информация должна сохраняться в памяти и в дальнейшем извлекаться оттуда по запросу. И наконец, должен формироваться «выходной сигнал» в виде реакций — слов или действий.

Некоторые теоретики информационной психологии в поисках подхода к изуче­нию развития когнитивных процессов обратили внимание на детей. Этих ученых особенно заинтересовала когнитивная деятельность, которую они называют коди­рованием. Этим термином обозначается процесс идентификации ключевых при­знаков объекта или события с целью формирования внутренней репрезентации со­бытия (Siegler, 1986). Такая внутренняя репрезентация несколько напоминает умственный образ Пиаже. Один из касающихся развития вопросов, интересующий теоретиков информационного подхода, формулируется следующим образом: выби­рают ли дети разного возраста различные признаки события или объекта (или их меньшее количество) для того, чтобы сохранить это событие или объект в виде ум­ственного образа? Другой вопрос заключается в том, выбирают ли дети разного воз­раста различные стратегии кодирования или поиска информации в памяти?

Проведены многочисленные исследования способности обрабатывать различ­ную информацию у младенцев, детей и подростков. Некоторые из них мы будем рас­сматривать в главах этой книги. Только в последние годы сторонникам информаци­онного подхода удалось разработать эксперименты для исследования вопроса о том, как развиваются процессы обработки информации или как формулируют этот вопрос некоторые из них, как «компьютер» перепрограммирует самого себя для ра­боты с новым материалом (Klahr, Langley, & Necher, 1987).

Глава 2. Теории развития человека: введение

Наши рекомендации