Специальная психология (экзамен)

Самостоятельная работа слушателей

Тема: Нарушения психического развития (2 часа)

Вопросы и задания

1. С древних времен здоровье человека являлось ценностью общества. Философы и мыслители прошлого по-разному относились к причинам различных нарушений и людям, их имеющим. Приведенные высказывания определяют некоторые позиции. Прочтите и прокомментируйте их.

Гераклит: «Болезнь делает приятным и благим здоровье»;

«Цель человеческой жизни - освобождение от страданий».

Платон: «Причина телесных болезней и душевных недугов - дурные свойства тела или дурное воспитание»;

«Здоровье и красота живого существа в соразмерености души и тела»;

«Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг»;

«Больной человек бесполезен и для себя, и для общества»;

«Детей следует отбирать по их способностям».

Аристотель: «Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др.».

Плутарх, Сенека: «От уродливых и болезненных детей следует избавляться».

Д. Дидро: «Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тела и состоянием органов чувств».

И. Кант: «Слабоумие – полная душевная слабость, отсутствие души».

Какие из высказываний вызывают у вас сомнения? Почему? С какими из высказываний вы не согласны? Почему?

2. Сформулируйте актуальные проблемы специальной психологии, представьте в виде письменного отчета.

3. Выполните тестовые задания по теме.

Тема Классификация нарушений психического развития (2 часа)

Вопросы и задания

1. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?

2. В чем состоит отличие теоретических и эмпирических классификаций?

3. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?

4. В чем достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского?

5. Чем определяются возможности создания новых классификаций?

6. Выполните тестовые задания по теме.

Тема: Психологические особенности детей с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития (2 часа)

Вопросы и задания

1. На основе психолого-педагогической характеристики на ребенка определите вариант ЗПР по клинико-психологической классификации К.С. Лебединской (Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и [др.]. – М.: Академия, 2002. – 272 с.).

2. Разгадайте кроссворд.

3. Выполните тестовые задания по теме.

Тема: Психологические особенности лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) (2 часа)

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте развитие умственно отсталого ребенка в младенческом и раннем возрасте. Каковы основные направления психолого-педагогической работы с умственно отсталыми детьми младенческого и раннего возраста?

2.Перечислите и кратко охарактеризуйте важнейшие дидактические системы, разработанные отечественными специалистами для работы с дошкольниками, имеющими нарушения умственного развития.

3.Подготовьте сравнительный анализ существующих программ обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, сопоставьте теоретико-методологические основания каждой из программ, вычлените в них общее и особенное. Оформите свою работу в виде реферата.

4.Посетите одно из дошкольных образовательных учреждений, где воспитываются дети с нарушением умственного развития. Определите, какие из описанных дидактических систем и какими методами и средствами реализуются в практике его работы. Подготовьте об этом сообщение на семинарском занятии.

5.Какую помощь необходимо оказывать взрослым умственно отста­лым? Какие для этого созданы технологии, условия, методы коррекци­онно-педагогической деятельности?

6.Выполните тестовые задания по теме.

Тема: Психологические особенности лиц с нарушениями речи (2 часа)

Вопросы и задания

1. Укажите, какие требования предъявляются к психологическому изучению детей с нарушениями речи.

2. Выделите теоретические основы психокоррекционной работы с детьми с речевой патологией.

3. Расскажите об основных подходах к организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

4. Выделите особенности психокоррекционной работы по профилактике и преодолению нарушений познавательной сферы у детей с речевой патологией.

5. Укажите особенности коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции личности и межличностных отношений детей с речевыми нарушениями.

6. Прочтите отрывок произведения Я.А. Коменского «Великая дидактика» (Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения, в 2-х томах / Я.А. Коменский; под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1982).

«Противоядием невежеству является образование... Оно будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки для искусного исполнения в жизни действий. Эти три вещи - разум, действия и речь есть соль жизни. Ведь в самом деле мы не можем ни действовать, ни говорить разумно, если предварительно не поймем правильно ни того, что нужно делать, ни того, что нужно говорить. Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать. Учить ребенка только умению говорить и не учить вместе с тем понимать - это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придавать ей наружное, поверхностное украшение».

Почему в организации психокоррекционного процесса с детьми с особенностями психофизического развития важным является учет взаимосвязи мышления и речи?

7. Составьте список литературы на тему: «Чем и как помочь ребенку» для родителей, воспитывающих ребенка с речевыми нарушениями (тип речевого нарушения по выбору).

8. Выполните тестовые задания по теме.

Тема: Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа)

Вопросы и задания

1. Каковы причины и последствия нарушений опорно-двигательного аппарата у ребенка? У взрослого человека?

2. Как развиваются речь и другие высшие психические функции у ребенка с детским церебральным параличом?

3. Подготовьте обзор статей из журнала «Дефектология», «Спецыяльная адукацыя», «Воспитание и обучение детей с особенностями в развитии», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика» и других специализированных журналов по проблеме психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4. Расскажите, как организована система абилитации и реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашей стране.

5. Подготовьте реферат по книге А. Финк «Кондуктивная педагогика А.Петё» (М., 2002) и сделайте сообщение на семинарском занятии.

6. Какие модели коррекционной психолого-педагогической помощи людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата существуют за рубежом? Подготовьте краткую письменную характеристику этих моделей.

7. Выполните тестовые задания по теме.

Тема: Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма (2 часа)

Вопросы и задания

1.Какие нарушения развития, кроме детского аутизма, включают в понятие расстройств аутистического спектра (РАС)?

2.Почему возникают РАС? Дайте характеристику основных современных представлений по этому вопросу (наследственность, органическое поражение головного мозга, психогенные факторы).

3.Охарактеризуйте основные клинические проявления аутистических расстройств. Каковы современные представления об основном дефекте при детском аутизме? Какие нарушения можно отнести к вторичным, к третичным?

4.Объясните затруднения и раскройте возможности социализации людей с аутизмом. От каких факторов и условий зависит этот процесс?

5.Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым за рубежом и в нашей стране? Дайте сравнительную характеристику поведенческой терапии, ТЕАССН-программы и эмоционально-уровневого подхода по О.С.Никольской.

6.Выполните тестовые задания по теме.

Наши рекомендации