Тема 1. Психология человека как наука
План
1. Психика как предмет психологии. Житейская и научная психология о человеке.
2. Научный предмет психологии: факты, механизмы, закономерности функционирования психики.
3. Содержание психического: процессы, состояния, свойства.
Терминологический тезаурус:Активность. Интроспекция. Лонгитюдное исследование Отражение Психические процессы Психические свойства Психические состояния.
Задания на выявление сформированности компетенций:
Задание 1. Составить схему «Основные этапы становления психологии как науки»
Задание 2. Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что – к психологическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Задание 3.Исправьте ошибки в следующем фрагменте.
Бихевиоризм выдвинул на первый план категорию мотивации, изучая движущие силы человеческого поведения, гештальтпсихологии – категорию образного мышления, а в центре внимания психоанализа оказались категория действия, анализ бессознательных действий человека. Продолживший психоанализ экзистенциализм постулировал ценность самой человеческой личности, введя в психологию понятие «self» («Я»).
Задание 4.Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже.
А.Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.
Б.Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.
В.Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке класса.
Г.Витя Г. регулярно посещает кружок кораблестроения.
Д.Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно
вспоминает образы лермонтовских героев.
Е.Лёша М. придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему «Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение Госстандарта он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.
Основная литература:
1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.
3. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. - М.: Владос, 2010, 687 с.
4. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека. - СПб.: Речь, 2009, 432 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2008.
Тема 2. Методы психологического познания
План
1.Взаимосвязь методологии, методов и методик. Методологические принципы исследования.
1. Требования, предъявляемые к организации психологического исследования. Этапы психологического исследования.
2. Эксперимент как метод психологического познания (естественный, лабораторный, обучающий, формирующий).
3. Наблюдение как метод психологического познания (интроспекция, скрытое, включенное).
4. Характеристика методов как анкетирование, беседа, интервью, социометрия, тест.
Терминологический тезаурус:методология; методологические принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, объективности, индивидуализации, активности, историзма, системности (психофизического единства), метод, методика, методы психологии: эксперимент (естественный, лабораторный, обучающий, формирующий); наблюдение (интроспекция, скрытое, включенное); анкета, беседа, интервью, социометрия, тест.
Задания на выявление сформированности компетенций:
Задание 1.О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?
1. Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.
2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.
3. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
4. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах.
5. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.
Задание 2.Проанализируйте следующий текст и ответьте на поставленный в нем вопрос. Чем объяснить, что между мыслью и действием не всегда есть однозначное соответствие? В чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?
Психика человека – не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение – могучий метод естествознания. И его широко используют, но… Скажите, одинаково ли вы ведете себя наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?
Задание 3.Прокомментируйте, о чем идет речь в следующих цитатах. В чем плюсы и минусы экспериментального метода?
1. Душевные явления реальны, и их реальные величины могут быть определены с такой же точностью, как и физические.
2.Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.
3.Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для него, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.
Задание 4.Расклассифицируйте методики следующего списка по основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре проведения; в) по содержанию.
Тесты профессионального отбора; действенные тесты; тесты достижения; социометрические методики; групповые тесты; тесты профпригодности; вербальные тесты; графические тесты; тесты межличностных отношений; тесты интересов; тесты установок; тесты способностей; личностные тесты; тесты эмоциональной регуляции; аппаратурные методики; проективные тесты; диагностика готовности к школе; клинические тесты; индивидуальные тесты; тесты конформности; тесты психологической совместимости; опросники; тесты «карандаш – бумага»; интеллектуальные тесты; экспертные оценки; диагностика темперамента.
Задание 5.Какие методы психологии применены в следующих примерах?
А.Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.
Б.На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.
В.Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
Г.Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра - «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, чувствуется скованность.
Д.Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов.
Тема 3. Понятие о психике.
План
1.Понятие о психике.
Специфика психического отражения.
· Основные функции психики.
· Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь.
· Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики.
2.Становление низших форм поведения и психики.
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри).
Роль практической деятельности, органов манипулирования и двигательной активности в развитии психики животных.
Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые у животных.
1.Развитие высших психических функций у человека.
· Понятие высшей психической функции.
· Основные источники и условия развития высших психических функций.
· Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в развитии высших психических функций.
2.Сравнение психики человека и животных.
· Антропоморфические различия.
· Различия в организации психики.
· Различия во и взаимодействии с миром.
Терминологический тезаурус: психика, инстинкт, навык, интеллект, раздражимость, чувствительность, знаковая система.
Задания на выявление сформированности компетенций:
Задание 1.Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть.
1. Сознание есть отражение действительности – истинное или превратное.
2. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в незамаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие души.
3. Сознание в качестве информации выполняет как отображающую функцию, так и управляющую функцию.
4. Сознание – это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания.
5. Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения отражения.
6. Мое отношение к моей среде есть мое сознание.
7. Если психика связана с рефлексами, значит психика и сознание есть рефлекс.
8. Сознание – это коллективное идеальное.
9. Бессознательное немыслимо без осознаваемого.
10. Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальностью.
Задание 2.К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Чем навыки животных отличаются от навыков человека?
1.Дождевой червь уползает с освещённого места.
2.Марк Твен писал: «Кошка, один раз сев на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту…и на холодную тоже».
3.В газетах описывали случай как дикий дельфин спас тонущего человека.
4.Курица, высидев утят, бросается за ними в воду, пытаясь их спасти, а утята, как ни в чём не бывало, после купания следуют за курицей.
Задание 3. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.
1. а) сенсорная психика — б) перцептивная психика;
2. а) раздражимость — б) чувствительность;
3. а) бессознательная психика — б) сознание;
4. а) язык — б) сознание;
5. а) инстинкт — б) факультативное научение;
6. а) общение — б) сознание;
7. а) сознание — б) интеллект.