Психологические особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми
Одаренность— это мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Она многогранна. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с радостью принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Такого ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.В сфере психосоциального развития у одаренных детей сильно доминирует чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у них широки. Они остро воспринимают социальную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, гармонию и природу. Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя — для него желанная умственная игра, состязание, и он раньше других тянет руку, с радостью предвкушая одобрение. При этом ему мало того, что удается узнать и сделать на уроке.
П
Психологические особенности воспитания младших школьников.
Начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным»субъектом. Школьник имеет определенные социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Система отношений ребенка перестраивается. Она во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с освоением новой социальной роли.Учебная деятельность обусловливает появление новых форм поведения ребенка. Он учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями. Однако взрослым, работающим с детьми, необходимо понимать, что поступление ребенка в школу само по себе не обеспечивает появления этих особенностей. Чтобы они сформировались, необходима специальная работа педагогов, психологов, родителей. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. В многочисленных исследованиях психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются: 1)наличие у ребенка достаточно сильного и длительно
действующего мотива поведения; ,2) введение ограничительной цели;3) разделение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;4) наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.
П
Параметры для определения степени выраженности агрессивных проявлений у школьников.
Агрессивные тенденции могут проявляться в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям. Они могут приобретать форму физической агрессии или агрессивных действий в вербальном и символическом плане. Практическому психологу важно знать, носят ли данные действия ребенка эпизодический, нестойкий характер либо являются частым способом его реагирования на воздействия окружения. Для определения степени выраженности агрессивных проявлений используется целый ряд параметров: 1. Частота и легкость их возникновения. Чем мощнее аффективная патология ребенка, тем чаще возможно возникновение фрустрирующих ситуаций.
2. Степень адекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. Порой трудно выявить причину возникновения агрессии, которая представляет собой совершенно неадекватную форму реагирования на ситуацию. 3. Фиксация на агрессии, при которой возникшая ситуативная реакция закрепляется и формирует стойкое отношение к агрессивным действиям. 4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В определенных ситуациях ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других случаях ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное и эффективное напряжение, гнев, ярость. 5. Форма агрессии. Более «легкой» формой агрессии является вербальная, более «тяжелой» — физическая. 6. Степень осознанности агрессивных действий. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и достаточно чувствительна к психотерапевтическим воздействиям. При более тяжелом типе расстройств агрессивные действия возникают импульсивно. Они меньше связаны с наличной ситуацией и с трудом поддаются психологической коррекции.
П