Принципы развивающего обучения по Л. Занкову.

Система развивающего обучения Л. В. Занкова основывается на следующих дидактичееких принципах:

• принцип обучения на высоком уровне трудности Он раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор инаправление. Если учебный материал и методы его изучения не вызывают у учащихся трудностей, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо. Речь идет не о любых препятствиях, а о трудностях, заключающихся в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи; • принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении.

Согласно этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Повышение удельного веса теоретических знаний вызывает своеобразные процессы в психической деятельности учащихся в овладении учебным материалом: имеющиеся знания переосмысливаются, систематизируются в сложную структуру; • принцип, предполагающий быстрый темп в изучении программного материала.Неправомерное замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, делает невозможным обучение на высоком уровне трудности, поскольку учебная деятельность школьников идет преимущественно «по накатанным путям». Идти вперед быстрыми темпами не означает, что надо торопиться на уроке, выполнять как можно больше упражнений и задач. • принцип осознания школьниками процесса учения.Направлен на развитие рефлексии, осознание ребенком самого себя как субъекта учения. Данный принцип в системе Л. В. Занкова предполагает обращенность ученика к процессу протекания учебной деятельности. Учебный процесс в ней построен так, чтобы учащиеся понимали основания расположения материала, необходимость заучивания его определенных элементов, имели представление о возможных ошибках при усвоении материала, способах их предупреждения

• принцип работы над развитием всех учащихся.Предполагает, что учитель должен работать над развитием всех учеников в классе. Особая роль данного принципа, по мнению Л. В. Занкова, обусловлена тем, что в школьной практике слабые ученики получают гораздо меньше возможностей для интеллектуального развития. Между тем неуспевающие учащиеся больше других учеников нуждаются в систематической работе педагога над их развитием. Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных особенностей школьников.

П

Понятие «девиантное поведение». Факторы, определяющие девиантное поведение.

Девиантное поведение —поведение ребенка, не соответствующее принятой норме, то есть с отклонениями, являющееся аморальным. Девиантное поведение — обычные трудности развития ребенка. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Внутренние причины девиантного поведения определяют биологические и психологические факторы.

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:-генетические, которые передаются по наследству;-психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок; конфликтных ситуаций; химического состава окружающей среды; новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;-Физические,включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той соц. Среды, в которой он живет, либо приобщение к ней. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом будет выступать отчуждение, и наоборот.Проявлением такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность,

П

Наши рекомендации