Особенности работы педагога-психолога с одаренными

Особенности работы педагога-психолога с одаренными

детьми в учреждении дошкольного образования

Соловьева Марина Витальевна, педагог-психолог ГУО «Молодечненский специальный детский сад № 2 для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

На первый взгляд может показаться, что нет большего счастья для психолога, работа с одаренным ребенком. Безусловно, это интересный и увлекательный процесс. Однако он мало чем отличается от работы с другими особенными детьми. Ведь одаренный ребенок – это же такой ребенок с особенностями развития, как агрессивный или тревожный, аутичный или с задержкой развития. С какими проблемами сталкиваются одаренные дети? На что должно быть направлено психологическое сопровождение детей с признаками одаренности. Кстати, психологи дошкольных учреждений предпочитают именно такую формулировку, избегая ставить однозначный «диагноз» - одаренный или неодаренный, или бездарный. Любая особенность, непохожесть, отличие вносит определенный дисбаланс, дискомфорт в существование личности. Задача психолога – сгладить этот дисбаланс, наладить гармоничное взаимодействие ребенка в социуме, научить его жить в ладу с самим собой и окружающими.

Проблемы одаренных детей

С какими трудностями сталкиваются одаренные дети?

Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое детство, чем у других, будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. У детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками.

Психологи выделяют три уровня проблем: личностные, в семье и в обществе.

Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели

Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Еще одной особенностью одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу.

Кроме того, способных, одаренных детей поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты. У ребенка с ранним умственным развитием и высокими интеллектуальными способностями возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Дело в том, что он очень далеко отрывается от них (на 3 - 4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям. Это приводит к тому, что одаренный ребенок стремится быть таким, «как все».

Дополнительной проблемой становится так называемая «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям. Диссинхрония заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. Распространенный пример диссинхронии - слабое развитие у некоторых одаренных детей в младшем школьном возрасте мелкой моторики, которая является важнейшим компонентом освоения письма. В результате в младших классах школы некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими. Другим примером диссинхронии может быть дислексия (слабое развитие речи) у одаренного ребенка. Проблемы с речевым развитием сильно затрудняют такому ребенку возможность учиться со своими сверстниками, потому что возникает тот же механизм, что и в случае недоразвития мелкой моторики: низкая успеваемость - потеря учебной мотивации - невостребованность способностей - утрата интереса к школе - уход в свои проблемы.

С первым уровнем проблем родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и т.п. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью, которая часто влечет много неприятных последствий. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, не менее удручают бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также те трудности, которые возникают у ребенка на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у одаренного ребенка не остается ни времени, ни желания. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным, заявляя при этом: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым человеком - таким, как все».

Второй уровень проблем - одаренный ребенок и общество. Основной пункт этой проблемы - антиинтеллектуализм, распространенный в нашем обществе, ориентация на «обыкновенного», «среднего», «простого» человека, недоверие, зависть и даже презрение к «умникам». В этой связи одаренным детям и их родителям часто приходится выдерживать давление со стороны общества, которое стремится сделать ребенка «таким, как все».

Основные направления деятельности психолога в работе с одаренными детьми – диагностика, коррекционо-развивающая и просветительская деятельность.

Диагностика

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и воспитания.

Особенности работы педагога-психолога с одаренными

детьми в учреждении дошкольного образования

Наши рекомендации