Настольно-печатные материалы.

Методики психодиагностического исследования семьи

1. Семейная социограмма

2. Семейная генограмма

3. Семейная скульптура

4. Рисунок семьи

5. Предпочитаемый тип симпатии

6. Сенсорные предпочтения

7. Ассоциативный эксперимент

8. Опросник удовлетворенности браком (Столин В.В.)

9. Ролевые ожидания в браке

10. Шкала семейной адаптации и сплоченности

11. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

12. Опросник родительского отношения (ОРО)

13. PARI

14. Подростки о родителях (ПоРо)

15. Диагностика родительского отношения подростком (ДРОП)

16. Анализ семейных взаимоотношений для подростков (АСВ – зеркало)

17. Методика Рене-Жиля

18. Набор для проективной игры

19. Набор фигур и доска для расстановок

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА

1. Проблемное обучение.

2. Методы активного обучения (фокус-групп, «мозгового штурма», коллективной дискуссии и др.).

3. Методы драмогерменевтики

4. Изучение кейсов по основным проблемным ситуациям

5. Методы презентации с записью и обсуждением видео роликов.

6. Методы использования мультимедийных технологий.

7. Составление портфолио.

8. Самостоятельная разработка кейсов

9. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (практические – упражнения, выработка навыков самоанализа, решения проблемных ситуаций)

Самостоятельная работа студентов

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Подготовить информационное сообщение «Основные разделы семейного кодекса РФ»

2. Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о браке»

3. Подготовить реферат на тему: «Э.Фромм о любви» (по книге Э.Фромма «Искусство любви»)

4. Подготовить информационное сообщение «Основные разделы семейного кодекса РФ»

5. Самостоятельно выполнить упражнение «Встреча с внутренним ребенком»

6. Проведите критический анализ «буфетной теории» З.Фрейда и теории привязанности Дж.Боулби.

7. Подготовьте сообщение «Материнская любовь» (Э.Фромм «Искусство любить»)

Литература к заданиям 5-7:

a. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. -1997. №6. – С.38

b. Смирнов Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. – 1995. №3. – С. 139-150

8. Составьте таблицу

Базовая перинатальная матрица (БПМ) Нормативные переживания на БПМ Психопатология, связанная с БПМ
БПМ 1    
БПМ 2    
БПМ 3    
БПМ 4    


Литература:

1. Гроф С. За пределами мозга

9. Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о правах ребенка»

10.Подготовить информационное сообщение на тему: «Правовые аспекты усыновления»

11.Подготовить информационное сообщение на тему «Институт приемной семьи»

12.Используя опыт работы с детьми-сиротами, подготовьте сообщение «Психологические особенности детей-сирот»

Литература к заданиям 9-11:

4. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства: Методические рекомендации. –М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. -56 с.

5. Кузнецова И. Как усыновить ребенка. – М., 1997

13. Подготовить реферат на тему: «Основные формы помощи пожилым»

Литература:

1. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. -224 с.

2. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 254 с.

14. Подготовить сообщение на тему : «Законодательство РФ о разводе»

15. На примере документации психологического консультирования сформулировать проблему, выявить идентифицированного пациента, симптомы семейной дисфункции, установить приспособительное значение симптомов, сформулировать семейную гипотезу.

Литература:

1. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СП..: СОЮЗ, 2001. 350 с.

2. Семья в психологической консультации (под ред. Бодалева А. А., Сотлина В. А.) М., 1989

3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.

16. Работа с материалами психологического консультирования (случай 1-5). Сформулировать семейный диагноз, выявить идентифицированного пациента, симптомы нарушений семьи, составить семейную гипотезу, представить обоснование

Литература:

1. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СП..: СОЮЗ, 2001. 350 с.

2. Семья в психологической консультации (под ред. Бодалева А. А., Сотлина В. А.) М., 1989

3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.

  1. Составьте семейную геннограмму знакомой Вам семьи. Проведите беседу по генограмме. Сформулируйте заключение.
  2. Предложите нескольким членам семьи выполнить методику «Семейная социограмма». Сформулируйте общее заключение.
  3. Сделайте психологическое заключение по результатам выполнения методики «Рисунок семьи»
  4. Проанализируйте примеры 1-4 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002. С. 359-407). Выделите этапы психотерапии. Сформулируйте семейный диагноз.
  5. Используя знакомые ситуации семей, составьте образец супружеского контракта

Литература:

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.

  1. Составить таблицу
Типы дисгармоничного семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер) Характеристика типа Особенности личности, формирующейся в данных условиях воспитания
     

Литература:

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.

  1. Вспомните о своих детских страха и сочините сказку, которая помогла бы избавиться от этого страха
  1. Подготовьте реферат на тему: «Методы арт-терапии в работе с детьми»

Литература:

1. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция : Учебное пособие для вузов, М.: Сфера, 2002. 512 с.

24. . Проанализировать ситуации №1-2 (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- С. 461- 464). Составить супружеские контракты по представленным ситуациям

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

По курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования»

Индивидуальные задания предлагаются для углубленного изучения и имеют практическую направленность. Задания предназначены для самостоятельного выполнения в период изучения дисциплины. Результаты выполнения отдельных заданий представляются на промежуточном контроле знаний. Полный отчет о выполнении индивидуальных заданий представляется на экзамен (печатный или рукописный формат). Оформление отельных заданий производится по предложенной форме или произвольно с учетом методических рекомендаций, которые даются в течение учебного года преподавателями дисциплины. Титульный лист оформляется по предложенной форме

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Смоленский государственный университет

Кафедра психологии

Отчет о ведении случая на курсе

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Студента Ф.И.О.

Группы

Преподаватели:

Смоленск – 2011

ОТМЕТКИ О ВЫПОЛНЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА КУРСЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

(прилагается к рефлексивному самоотчету студента)

Форма участия Сроки выполнения Тематика подготовленного материала Оценка
Конспектирование монографий В течение учебного года    
Реферат   В течение учебного года    
Тематический обзор литературы и других информационных источников либо конспект В течение учебного года    
Помощь в подготовке к лекционному или семинарскому занятию, подготовка тематического материала, другая методическая работа В течение учебного года    
Устное сообщение   В течение учебного года    
Диагностика семьи.   8 семестр (представляется к зачету) Семейная генограмма; Семейная социограмма; Рисунок семьи; Стандартизированная методика (по выбору автора)    
Анализ консультативного случая   В течение года    
Разработка кейса 8-9 семестр (представляется к экзамену) В соответствии с методическими рекомендациями  

Контрольно-оценочный компонент дисциплины

Предварительный контроль

Опрос или письменное анкетирование с использованием следующих вопросов:

1. Определите понятие «семья».

2. Какие функции семьи Вы знаете.

3. Какими документами регулируются семейные отношения в России.

4. Какие понятия психологии семьи и семейного консультирования Вам знакомы (Брак, Гендерная идентичность, Структура семьи, Динамика семьи, Семейный кризис).

5. С какими теоретическими подходами семейного консультирования Вы знакомы (Семейная системная теория, Структурный подход, Трансгенерационный подход, Психодинамический подход, Теория коммуникаций).

6. С какими методами диагностики семейных отношений Вы знакомы, имеете навыки работы.

7. Определите место семьи в Вашей структуре ценностей.

8. В получении каких знаний, умений, навыков Вы заинтересованы в процессе работы на цикле «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

9. С какой литературой по психологии семьи Вы знакомы.

10.Назовите специалистов в сфере психологии семьи и семейного консультирования.

11.Для решения каких профессиональных и личностных задач педагогу-психологу необходимы знания по семейной психологии и семейному консультированию.

Текущий контрольв форме самостоятельных работ, тестовых заданий, контрольных работ.

Тема 1

Семья. Функции семьи. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития

Контрольные вопросы

1. Определение семьи

2. Функции семьи

3. Особенности современной семьи

4. Структура семьи

5. Стадии жизненного цикла семьи.

6. Понятие «функциональная» и «дисфункциональная» семья

Тема 2

Правовое регулирование семейных отношений

1. Назовите основные документы в сфере семейной политики России.

2. Перечислите основные разделы семейного кодекса

Тема 3

Введение в гендерологию

  1. Определите понятие «гендрная идентичность».
  2. Из чего складывается биологическая и психологическая половая идентичность
  3. Назовите этапы формирования гендерной идентичности
  1. Основные положения теории андрогинии (концепция С.Бэм)

Тема 4

Сущность брака. Исторические формы брака.

  1. Брак. Определение и функции брака
  2. Брачные союзы у людей.
  3. Что такое стиль брачных отношений?
  4. Основные мотивы вступления в брак
  5. Семейный кодекс РФ о браке

Тема 5

Семейные отношения. Психология привязанности. Культура отношений в семье. Психологический климат

Лекция 4

Основы привязанности

План лекции

1. Понятие о привязанности.

2. Функции привязанности.

3. Образование связи с окружающим миром (Дж.Пирс)

4. Теории привязанности (З.Фрейд, Д.Боулби, К.Лоренц)

5. Формирование привязанности между матерью и ребенком

6. Отцовская привязанность

7. Привязанность и аффиляция – основа семейных отношений

8. Формирование семейной культуры

Наши рекомендации