Психология развития и другие науки

Психология развития тесно соприкасается с другими отраслями знания. Прежде всего, она взаимодействует с биологией и физио­логией развития: возможности психики напрямую зависят от структуры материального субстрата, т.е. нервной системы. Пока не достигнут известного развития мозжечок и моторная кора, ребенок не сможет хорошо координировать свои действия; умень­шение функционирующих клеток коры приводит к понижению умственной продуктивности.

Очень большой эвристической силой для психологии разви­тия обладают положения этологии — науки о врожденных, ин­стинктивных программах поведения. Сравнительная этология позволяет проводить аналогии между некоторыми способами поведения человека, общими с другими живыми видами. Напри­мер, поведение по выхаживанию потомства основано на материн­ском инстинкте, который присутствует и у человека. Этология убедительно объясняет многие социальные явления, например, подростковый негативизм и создание субкультуры (что харак­терно для молодых особей на стадии вхождения в мир взрослых, завоевания статуса и собственной территории). Многие привыч­ки (у младенца — переворачиваться в затененную сторону кро­ватки) и переживания (страх смерти, закономерно возникающий в возрасте 4—4,5 лет) также могут быть поняты с привлечением этологических категорий. Возвращение этологии для психологии очень важно, потому что в отечественной науке всегда акценти­ровалось социальное содержание психических функций и про­цессов, а биологической составляющей человеческой индивиду­альности как биосоциальной системы внимания уделялось явно недостаточно. В настоящее время говорят о таком качестве, как примативность (от слова «примат») — выраженность инстинк­тивных основ поведения, потому что у разных людей к одному и тому же результату могут приводить как биологические, так и культурные процессы, например, инстинкт или самосознание.

Психология развития взаимодействует с другими научными дисциплинами, используя полученные в них знания.

• Так, общая психология исследует функционирование психи­ки независимо от возраста, а психология развития — транс­формации этих закономерностей применительно к каждой возрастной группе (например, особенности памяти младен­цем или пожилых людей).

• Социальная психология изучает часть человеческого бытия, связанную с общением и принадлежностью к различным груп­пам, а психология развития — влияние социального окруже­ния на темпы и траектории психического развития (напри­мер, различие уровней интеллекта у детей из высоко- и мало­обеспеченных семей).

• Педагогическая психология изучает психологические новооб­разования, обусловленные включенностью человека в специ­ально организованный процесс обучения, а психология раз­вития рассматривает и те изменения, которые происходят бла­годаря созреванию или в ходе естественной социализации человека.

• Дифференциальная психология изучает индивидуальные ва­риации психического, в том числе и внутри каждой возраст­ной группы.

• Психогенетика стремится определить вклад наследственнос­ти и среды в изучаемые психические качества.

• Возрастная психофизиология изучает возрастные закономер­ности развития нервной системы, а психология развития — возможности использования морфофункциональных свойств нервной системы.

• Семейная психология изучает вклад семьи в проявление осо­бенностей психического развития человека — темпа деятель­ности, сензитивности к средовым влияниям, выраженности возрастных и личностных кризисов.

«Поставщиком» фактов и потребителем знаний психологии развития является практическая психология, включающая в себя возрастную психодиагностику, занимающуюся постановкой пси­хологического диагноза в контексте возрастных норм, возраст­ное консультирование, обеспечивающее решение проблем, вызванных нарушениями психического развития в рамках изучае­мого возраста, психокоррекцию, включающую развитие соци­альных и познавательных навыков у человека, и психотерапию — помощь в разрешении возрастных, нормативных или ненорма­тивных кризисов человека.

Основными тенденциями развития современных наук явля­ются их взаимоинтеграция (взаимопроникновение) и дифферен­циация: т.е. ни один специалист не может оставаться «узким», испытывая постоянную потребность в подключении знаний смежных и даже отдаленных дисциплин, и в то же время новые проблемы побуждают отпочковываться новые направления, ко­торые также могут развиваться в отдельную науку, обладающую своим собственным предметом. Поэтому можно ожидать, что в скором времени мы будем к психологии развития относить так­же не только историю индивидуальности или ее отдельных функ­ций, но и историю болезни как формы проявления индивидуаль­ного развития, и историю социальной группы (в частности, се­мьи) как развивающихся психологических явлений.



Наши рекомендации