Объект и предмет психологии развития

Каждая наука имеет свой объект — часть реальности, которая выбирается ею для изучения. При этом тот же самый объект при­влекает внимание и других научных дисциплин. Для психологии развития (а также для психофизиологии, общей психологии, со­циальной, клинической психологии) это, безусловно, психика человека. Предметом же науки называют тот аспект, который изучается внутри данной дисциплины, в отличие от других от­раслей науки.

Итак, психология развития —это наука о закономерностях психического развития человека на разных этапах онтогенеза: его феноменах, механизмах, условиях и движущих силах.

Психология развития как наука складывается из нескольких разделов.

1. Развитие психических функций и процессов: генезис сознания и деятельности, познания, эмоционально-волевых процессов, общения в фило- и онтогенезе. В сущности, этот раздел вклю­чает в себя изучение основных категорий общей психологии в онтогенезе.

2. Перинатальная психология — наука о психологическом кон­тексте появления ребенка на свет (о мотивах его зачатия, пси­хологии беременных и процессах, происходящих в семье бу­дущего ребенка), а также об изучении закономерностей воз­никновения и развития психики плода и новорожденного.

3. Детская психология изучает развитие психики ребенка на раз­ных этапах его жизни.

4. Психологическая акмеология (от греческого «акме» — верши­на) — психология зрелого возраста, наука о кризисах взрос­лости и способах их преодоления. В узком смысле акмеоло­гия понимается как наука о самоактуализации человека.

5. Геронтопсихология — наука о психологии старения. Состав­ляющей геронтопсихологии является танатопсихология — наука о закономерностях умирания.

Последние две области — результат новейших разработок пси­хологии, практически не имеют истории.

Схематически предмет психологии развития можно представить следующим образом.

  Психология развития  
  Возрастная психология Психология развития психических функций и процессов
Перинатальная психология Детская психология Психологи­ческая акмеология Геронто-психология    
         

Этапы психологии развития

Наука возникает, когда прежние научные дисциплины оказыва­ются несостоятельными для объяснения ряда феноменов и об­служивания запросов практики.

Психология развития изменяет свое содержание под влияни­ем трех основных факторов.

Социальный фактор — это запрос со стороны общества. Рань­ше всего начали изучать психологию ребенка. Детская психология выросла из педагогики и педагогической практики после перехода к классно-урочной системе, когда обучение утратило свой элитарный характер и стало массовым. В современном обществе возникли но­вые интересы, связанные с обеспечением стабильного уровня рож­даемости и благополучной старости, поэтому начинают интенсив­но развиваться перинатальная психология и геронтопсихология.

Предметно-логический фактор — это собственная логика раз­вития науки, которая заключается в смене образцов (парадигм) научного познания, исчерпавшими свою эвристическую силу, т.е. больше ничего нового не объясняющими. Интересно, что Т. Кун ввел понятие научной парадигмы под влиянием работ Ж. Пиаже об особенностях генезиса причинно-следственных объяснений в мышлении ребенка; таким образом, в данном случае мы столкну­лись с редким случаем прямого переноса индивидуальных зако­номерностей на социально-культурные, в то время как обратный перенос осуществляется регулярно, в частности, при сопоставлении фило- и онтогенеза. Если какой-либо факт не может быть объяснен в рамках существующих парадигм, то прежняя меняет­ся, и возникает новая: так в физике появились волновая, кванто­вая, а затем квантово-волновая теория света. Аналогичные про­цессы имеют место и в психологии. Стабильный период суще­ствования научной теории Т. Кун назвал нормальной наукой. В отечественной психологии развития нормальная наука опира­ется на учение о высших психических функциях Л.С. Выготско­го и теорию ведущей деятельности Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонть­ева и П.Я. Гальперина.

И, наконец, наука стимулируется личностно-психологическим фактором. Наука развивается не поступательно: иногда эмпири­ческое знание и теоретическое могут не совпадать, благодаря чему научная интуиция особо одаренных исследователей может опе­режать актуальные возможности науки и способствовать выдви­жению и проверке новых гипотез.

Почти каждая наука проходит три этапа собственного «взрос­ления» — донаучный, естественнонаучный и гуманитарный.

Донаучный этап характеризуется сбором эмпирического ма­териала, его систематизацией и бытовыми обобщениями. Науч­ные методы на этом этапе отсутствуют, знания не обобщены и не достоверны.

Естественнонаучный этап — это период самоутверждения научной дисциплины, на котором знания становятся обобщен­ными, достоверными, объективными. Объективность означает, что результаты не зависят от способа их получения (а также от личности экспериментатора). Для достижения объективности в исследованиях прослеживаются причинно-следственные зависи­мости, появляется представление о детерминированности изуча­емых явлений, начинает преобладать экспериментальный метод исследований, собираются большие массивы данных. Случайные единичные явления, как правило, исключаются из анализа и объясняются ошибкой измерения. Большое внимание уделяется определению научных терминов и разработке теорий. Важней­шее требование научной строгости на этом этапе — правило «бритвы Оккама», названное в честь средневекового философа, который призывал «не приумножать сущности сверх необходимого», т.е. воздерживаться от новых объяснений, пока не исчерпаны воз­можности уже существующих.

Гуманитарный этап (который присутствует не только в на­уках о человеке) знаменует собой движение от общего к частно­му, познание единичных закономерностей, которые на предыду­щих этапах игнорировались. Это более зрелый этап развития на­уки, потому что дает возможность понять значимые явления, Которые, как правило, не бывают статистически представитель­ными. Например, если на этапе естественнонаучном мы стреми­лись изучать закономерности развития речи или детской игры, которые отмечаются у подавляющего большинства детей, то на гуманитарном этапе мы обращаем внимание на содержание пси­хотравмы, которая присутствовала в жизни отдельного ребенка. Объяснение начинает заменяться пониманием, позитивный под­ход вытесняется герменевтикой. Вместо языка понятий начина­ет использоваться язык символов, открывающий смысл, а не внеш­ние проявления изучаемого события (например, смысл психо­травмы открывается при анализе изменения мироотношения ребенка или при появлении в его уже взрослой жизни повторяю­щихся типичных проблем). Гипотезы могут предлагаться веером, и нередко принимаются парадоксальные объяснения. Требова­ние объективности также изменяет свое содержание, потому что данные приобретают ценность только в контексте интерпретации, которая всегда несет отпечаток личности ее автора, что открыва­ет дорогу герменевтическому подходу, основанному на толкова­нии и понимании данных в их контексте.

Наблюдается идиографизация (акцентирование индивиду­ального) данных, установление вариантов или путей развития. Сейчас психология развития находится в состоянии перехода к третьему этапу. «Единичный феномен может оказаться предста­вителем определенного типа явлений; в нем может быть найден всеобщий принцип или закономерность», — пишет Т.А. Флорен­ская [6, с. 28].

Наши рекомендации