Тревожность и ее возрастная специфика

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, ис­точниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возра­ста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависи­мости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого обра­зования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

• внутриличностные конфликты, прежде всего связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах дея­тельности;

• нарушения внутрисемейного и/или внутришкольного вза­имо­действия, а также взаимодействия со сверстниками;

• соматические нарушения.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок нахо­дится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

• негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

• неадекватными, чаще всего завышенными, требованиями;

• противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и / или школой, сверстниками.

В соответствии с онтогенетическими закономерностями пси­хического развития можно описать специфические причины тре­вожности на каждом этапе дошкольного и школьного детства.

У дошкольников и младших школьников тревожность – ре­зультат фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого воз­раста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе пред­ставляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрос­лыми. В отличие от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.

Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она была произ­водной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизи­рованные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревож­нocть начинает опосредоваться Я-концепций ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством. Я-концепция подростка часто противоречива, что вызыва­ет трудности в восприятии и адекватной оценке собственных успе­хов и неудач, подкрепляя тем самым отрицательный эмоциональ­ный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности ус­тойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего свя­занного с нарушениями отношений со значимыми другими.

Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано и с формированием психастенической ак­цен­туации характера, отличительной особенностью которой яв­ляются тревожно-мнительные черты. У человека с такими лично­стными особен­ностями легко возникают опасения, волнения, стра­хи. Недостаток уве­ренности в себе заставляет заранее отказывать­ся от деятельности, которая кажется слишком трудной. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. При психа­стенической акцентуации затруднено принятие решений, так как человек чересчур фиксируется на тех неблагоприятных последстви­ях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе часто наблюдаются трудности в обще­нии, особенно при вхождении в новый коллектив. Высокая тре­вожность способствует развитию астении, порождает психосома­тические заболевания.

Аналогичные тенденции могут сохраняться и в период ранней юности. К старшим классам тревожность дифференцируется, ло­кализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т. д. Ее появление и / или за­крепление связано с развитием рефлексии, осознания противоре­чий между своими возможностями и способностями, неопределен­ностью жизненных целей и социального положения.

Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотивато­ром деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В дошкольном и младшем школьном детстве тревога вызывает толь­ко дезорганизующий эффект. Боясь совер­шить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя (тревожный гиперконтроль), что приводит к нарушению соот­ветствующей деятельности.

Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошколь­ном возрасте более тревожными бывают мальчики, к 9–11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога дево­чек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: дево­чeк больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, маль­чиков – насилие во всех его аспектах.

Наши рекомендации