Возрастная специфика в патопсихологии

В психологии подчеркивается значимость фактора развития для оценки уровня психического функционирования субъекта. Различные варианты возрастной периодизации предложены специалистами-психологами Д. Б.Элькониным, Д. И.Фельдштейном, Л.Ф.Обуховой и другими.

Возрастная специфика учитывается и при проведении клинического обследования, организации его методического и процедурного обеспечения.

Варианты интерпретации, как правило, связаны с представлением о возрастной норме реагирования или возрастной норме развития (функционирования) психических процессов и проявления особенностей личности. Разные задачи выступают на первый план при работе с пациентами разных возрастных групп. Например, одна и та же задача дифференциальной нозологической и психологической диагностики по-разному преломляется в разные возрастные периоды. Кроме того, есть возрастные симптомы, с помощью которых индивид реагирует на различные виды вредности, стрессовые воздействия.

Обнаруживается такая закономерность: чем моложе человек, тем меньше специфичность реагирования на различные стрессовые или другие патогенные воздействия. Специфичность реагирования в младенческом возрасте минимальна по сравнению с другими возрастными группами. Так, плач, нарушения аппетита, режима сна и бодрствования — виды реагирования на разные воздействия, но таким образом могут проявляться и психические расстройства (связанные, например, с материнской депривацией, проявлениями эндогенного заболевания и т.д.).

Квалифицировать эти симптомы как проявления болезни возможно только при наличии дополнительных данных. В значительной части случаев оценка особенностей развития как патологических возможна только ретроспективно.

Очевидно, что психологическая диагностика в раннем возрасте направлена прежде всего на оценку соответствия темпов и характера психомоторного развития ребенка, особенностей его эмоционального реагирования и общения нормативным показателям. Аналогичным образом для каждого периода детства и юношества можно выделить наиболее значимые задачи и приемы работы, вычленить реабилитационные параметры.

Возрастная специфика в патопсихологии

Задачи       Методические и Возможности    
          процедурные особенности реабилитации      
          деятельности              
          патопсихолога              
                       
  РАННИЙ ВОЗРАСТ                  
           
1. Дифференциация   Преимущественно Большие   возможности
возрастных симптомов   ретроспективные анализ и реабилитации связаны с
реагирования на отри-   оценка истории жизни пластичностью детского
цательное воздействие   пациента.   мозга. Чем раньше началась
(расстройства   сна,   Методы наблюдения — реабилитация,     тем
пищеварения,   плач,   в естественной или регла- успешнее   будет ее
нарушение режима и т.д.) от   ментированной ситуации — результат.        
проявлений начинающегося   включают в себя: оценку Необходимы   врачебная
психического заболевания   реакции ребенка на нового помощь, организованный
или реакции на стресс.   человека и предъявляемые образовательный процесс
2. Оценка соответствия   стимулы (игрушки и т.д.). по психолого-педагоги-
психического, моторного и   Необходима   ческому сопровождению
эмоционального развития   кратковременность   отклоняющегося развития
нормативному       взаимодействия с пациентом            
          (до 15 мин).              
          Факторы риска:            
          ареактивность или            
          гиперреактивность ребенка            
  ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ                  
                           

1. Дифференциация Ретроспективная   и Высокие   возможности
возрастных симптомов непосредственная оценка адаптации. Использование
реагирования на «вред- раннего развития.     интегративных  
ность» от проявления Ограничение   по образовательных
болезни (страхи нормальные времени     работы учреждений для воспитания
и   патологические, непосредственно   над и обучения аномальных
дидактогения при заданиями — 15 — 20 мин. детей.    
поступлении в детское Можно   работать с Применение специальных
дошкольное учреждение перерывом, сочетая метод психокоррекционных
и психическая болезнь). интенсивной работы и технологий индивидуально
2. Оценка нормативного- отдыха.         и в группе применительно к
отклоняющегося Форма работы должна ребенку и родителям.
психоэмоционального совпадать с естественными Внимание   должно
развития.     формами   деятельности уделяться   типологии

3.Оптимизация детско- ребенка (игра, рисование, переживаемого кризисного

родительских отношений. танцы, лепка). Для старших периода
4. Определение детей дошкольного возраста
обучаемости ребенка с допускается   аналог
отклонениями и профиля ситуации   урока
дальнейшего обучения («академическая» форма
      обследования).    
      Спектр применяемых
      методик  
      специализированные для

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1. Разграничение       Форма     проведения Специализированное
возрастных проявлений непосредственного   организованное обучение
реакции на сложные об- обследования — сочетание детей   в   случае
стоятельства (например, игровых     видов и необходимости улучшает
поход в школу) от академических   форм последующую адаптацию.
заболевания.       психологической     Необходима оптимизация
2. Оценка соответствия диагностики. Индивидуаль- детско-родительских  
интеллектуального   и ная и групповая формы отношений и отношений со
психического   развития работы.           сверстниками. Может быть
нормативному для возраста.   Время работы — до 1 ч недооценка/переоценка
3. Оценка обучаемости и над заданиями, возможно степени тяжести болезни.
определение   формы динамическое обследование В коррекционной работе
обучения.         в несколько приемов. можно опираться на
4. Оптимизация детско- Методики патопсихологии, личность     пациента,
родительских отношений.   которые прошли апробацию использовать    
5. Забота о соблюдении на данной   возрастной соревновательную  
социальных прав     группе.     Специальные мотивацию.      
            методики из возрастной и Эффективны    
            общей психологии: TAT индивидуальные,  
            (CAT), детский вариант групповые   и семейные
            Розенцвейга,   методика формы работы    
            Рене—Жиля (особенности          
            адаптации,     социальная          
            ситуация развития), детский          
            вариант Кеттелла (6—12          
            лет), детский   вариант          
                                   

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

1. Дифференциация   Форма     проведения На первом плане
проявлений пубертатного обследования       сотрудничество   с
криза от симптомов забо- академическая или близкая личностью,   попытка
левания.       к игровой (соревнование), включить мотивационные
2. Дифференциация   возможно компьютерное механизмы.      
проявлений пубертатного тестирование.         Адекватный подбор
криза от возрастно-специ- Время     проведения учебного   учреждения
фической   патологии определяется   состоянием (школы, техникума) и
психической деятельности (возможно до 1,5—2 ч формы обучения.  
(криз протекает патологи- непрерывной   работы).        
чески, сдвинут во времени, Индивидуальная форма        
является   триггером предпочтительнее,   по        
заболевания).       возможности использовать        
             
3. Дисморфофобия,   Групповая (фронтальная) Совместный поиск
нервная   анорексия, форма работы дает «экологической ниши» и
метафизическая интоксикация дополнительную       расширение социальных сетей
требуют   возрастной информацию.         способствуют лучшей
дифференциальной   Методики       адаптации      
диагностики.       патопсихологии, возрастной,        
4. Профилактика   общей и   социальной        
суицидального поведения.   психологии: опросник Личко,        
5. Задача       опросники     и тесты,        
психологической поддержки специализированные   для        
больных и организации проф- подростков.       Большое        
ориентации       значение имеют личные        
                       
  ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ                    
               
1. Дифференцировка   Время     исследования Опора на саму личность в
возрастных   способов определяется   состоянием ходе реабилитации,
реагирования на жизненные пациента (до 2 ч, обычно 1— включение   сохранных
обстоятельства   от начала 1,5 ч).           интересов личности при
заболевания.   (Например, Методики         реабилитации.    
отличие обычной астении от патопсихологии, общей и Молодой возраст дает
проявления   депрессии, возрастной     психологии, основания     для
юношеской астенической оценка по нормативам и перспективного прогноза  
несостоятельности и т.д.)   качественно.   Процедура        
2. Профориентация и обследования              
профреализация.     индивидуально или в группе,        
3. Профилактика   возможно на компьютере.          
суицидального поведения.   Технология     работы        
4. Оптимизация   должна быть адаптирована к        
межличностных отношений   возрасту     (возможно        
          обращение на Вы и т.д.)          
                             

В предлагаемой таблице даны некоторые общие характеристики работы психолога в разные возрастные периоды пациента: обозначаются основные задачи диагностики и работы; даются методические рекомендации по процедурным вопросам и возможностям реабилитации в определенный возрастной период.

Как всякая схематизация, приводимые данные могут быть в чем-то неполными, неточными, повторяться, однако они, безусловно, полезны для обучения и практической работы психологов.

В своей работе патопсихолог должен учитывать также выделяемые клиницистами уровни нервно-психического реагирования и возрастные симптомы, с помощью которых индивид реагирует на различные виды вредности, стрессовые воздействия. Заболевания, расстройства, отклонения развития, связанные с возрастом, также требуют дифференциальной диагностики чрезмерно выраженного возрастного реагирования от заболевания.

Следует отметить, что периоды возрастных кризов могут протекать у аномальных индивидов с изменениями. Время прохождения кризисного периода смещается как в сторону опережения хронологического возраста, так и в сторону ретардации по сравнению с ним. Возможны пропуски каких-то кризисных периодов или сглаживание протекания одних кризисов и утрирование — других. К сожалению, данный вопрос относительно мало изучен клинически и эмпирически.

Наши рекомендации