Тема 1. Психологические особенности детей младенческого возраста

Составить таблицы 1-9 «Общая характеристика возраста: детство, отрочество, юность, взрослость» по учебным пособиям возрастной психологии (с указанием использованных источников)

Таблица 1

Краткая психологическая характеристика периода новорожденности

(0 мес. –1,5- 2 мес.) в рамках отечественной психологии

Содержание кризиса новорожденности Первый период внеутробного психического развития ребенка. Он понимается как кризисный именно в силу его переходного значения. Рождение – резкое изменение условий существования ребенка в силу физического отделения от материнского организма. У новорожденного отсутствуют сложившиеся формы поведения – все они должны появиться при жизни. Предельная биологическая беспомощность ребенка определяет специфику психического развития человека: пластичность детской психики и огромную роль социального опыта, средовых влияний и собственной активности организма и личности в процессе развития.  
Социальная ситуация развития Полная беспомощность и зависимость новорожденного ребенка от взрослого.  
Ведущая деятельность Удовлетворение витальных потребностей организма  
Характер общения Непосредственно-эмоциональное общение с близким взрослым.  
Базовая потребность Эмоционально – личностное общение с взрослым; стремление к общению, формирование базового доверия к окружающему миру, появление ориентировки. При его отсутствии или недостатке – госпитализм  
Психологические новообразования Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция на взрослого, сопровождаемая движениями и звуками. Первый объект интересов и зрительного сосредоточения новорожденного – человеческое лицо. Ай-контакт (взгляд в глаза и следование взглядом за движущимся предметом на фоне лица взрослого), ответная улыбка, инициативная социальная улыбка, голосовые реакции, окрашенные позитивными эмоциональным состоянием (воркование, гукание) – признаки устанавливающегося социального контакта ребенка со взрослым. Комплекс оживления, как первый прижизненно возникший акт общения рассматривается психологами в качестве критерия конца кризиса новорожденности и начала стабильного периода – собственно младенчества.  
Сензитивный период В первые полтора часа после появления на свет «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к ребенку: взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание способствуют появлению у всех членов семьи теплого, интуитивного отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и оказывает развивающий эффект  


Графический материал

Тема 1. Психологические особенности детей младенческого возраста - student2.ru

Рис. 1. Краткая характеристика кризиса новорожденности

Таблица 2

Краткая психологическая характеристика младенческого возраста (2 мес. – 1 год)

Социальная ситуация развития Психологический симбиоз с матерью, ситуация «Мы»  
Генетическая задача Противоречие между потребностью ребенка в общении и отсутствием специфических средств воздействия на взрослого и взаимодействия с ним – речи  
Ведущая деятельность Непосредственно-эмоциональное общение с матерью– это основной путь, источник и основа проявления детской активности.  
Характер общения 2 – 6 месяцев – непосредственно – эмоциональное общение с близким взрослым, 6 – 12 месяцев – ситуативно-личностное общение с близким взрослым  
Базовая потребность Потребность ребенка в защищенности (проявляется в чувстве доверия или недоверия к окружающему миру)  
Психологические новообразования
  • 1 полугодие (пассивно-созерцательное): хватательное движение,
  • П полугодие (активное освоение мира): предметное восприятие, ходьба, речь, ситуативно-деловое общение со взрослыми, представление о себе как о субъекте практических действий, манипулятивная деятельность, образ себя
 
Содержание кризиса одного года – кризиса автономизации Физическое отдаление от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка с началом прямохождения и появлением речевой деятельности. Кризис одного года возникает как итог нормального психологического развития младенца на фоне его резко возросшей самостоятельности. Симптомы кризиса: первые протестные действия ребенка против близкого взрослого, капризы, истерики, неистовые крики в ситуациях ограничения независимости и попыток управлять его поведением, настырность, непослушание, повышенная чувствительность к порицаниям, рост попыток осуществления самостоятельных действий; автономная речь  
Сензитивный период Развитие потребности в общении; интенсивное развитие сенсорных систем, возникновение предметного восприятия  
Возможные психологические проблемы Отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка; в условиях госпитализма страдает речевое развитие, познавательные функции, эмоциональное развитие  


Список использованной литературы:

1. Би, Х. Развитие ребенка. – СПб., 2004.

2. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004.

3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1999.

4. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2002.

5. Смирнова, Е. О. Психология ребенка. – М., 1997.

Тема 2. Психологические особенности детей раннего возраста (1-3 года)

Задание.Заполнить таблицу 3: (см.выше)

Таблица 3

Краткая психологическая характеристика раннего возраста (1–3 года)

Социальная ситуация развития Ребенок-предмет-взрослый  
Генетическая задача Освоение предметного мира, развитие речевого аппарата и первичных функций высших психических процессов  
Ведущая деятельность Предметно-манипулятивная или орудийно-предметная деятельность  
Характер общения Ситуативно – деловое общение с взрослым. Начальные формы общения со сверстниками, взаимное подражание  
Базовая потребность Любовь близких. Ведущая роль в удовлетворении принадлежит родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры  
Психологические новообразования Отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми, новая форма организации сознания - «Я-действие». Благодаря речи ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает и выделяет свои собственные действия, отделяет их от действий взрослого  
Содержание кризиса трех лет Симптомы кризиса: негатизм, упрямство, спроптивость, своеволие, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм. В период кризиса трех лет наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбоpa, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения.  
Сензитивный период Сензитивен для развития речи. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.  
Возможные психологические проблемы Симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка, то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются .    

Примечание:

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

В дальнейшем, предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Список использованной литературы:

1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007.- 349с.

2. и т.д.

Наши рекомендации