Возможность и другой стороне достичь необходимого уровня раз-
Вития; в противном случае существует опасность полного разрыва
Между операциональной и мотивационной сторонами, что может
Привести к нарушениям в поведении ребенка.
Изучение критических периодов позволило Эльконину выделить
Сходные по своему значению и причинам возникновения кризисы
3 и 11-13 лет (кризис подросткового возраста), в течение которых
Отстающая мотивационная сторона получает доминирующее зна-
Чение. Эти кризисы он считал наиболее аффективными и значи-
Мыми в психическом развитии. В то же время похожи и кризисы
Года, 7 и 15-16 лет, так как в эти периоды отстающая операцион-
Ная сторона начинает догонять мотивационную. Эти кризисы не
Имеют ярко выраженной аффективной окраски и отделяют один
Период психического развития от другого, в то время как мотива-
ционные отделяют одну ≪эпоху≫ от другой.
Исследования Л. И. Божович (1908-1981) были связаны с про-
Цессом формирования личности детей, который она понимала как
Развитие независимости от окружающей среды, когда поведение
Человека определяется не внешней ситуацией, но внутренними
Мотивами. Она выделила личностные компоненты в каждом воз-
Растном кризисе, говоря о превращении ребенка из объекта в субъ-
Ект в конце первого года жизни, появлении осознания себя как
Субъекта действия в три года, как субъекта в системе социальных
Отношений в семь лет и, наконец, осознания своей личностной
Уникальности и ценности в подростковом возрасте.
Проблема развития общения взрослых и детей была в центре
внимания М.____________И.Лисиной (1929-1980) и ее сотрудников. Они выде-
Лили несколько этапов в этом процессе в течение первых семи лет
Жизни детей, а также критерии их сформированности и те ново-
образования в структуре личности и интеллекта, которые напря-
Мую связаны с конкретным этапом общения.
* * *
В настоящее время развитие отечественной психологии пережи-
Вает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и
Теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации приве-
Ло к необходимости пересмотра некоторых методологических ос-
Нов, отказу от догматической ориентации на диалектический ма-
Териализм в ущерб другим философским школам. Точно так же как
И в мировой науке, не оправдались полностью надежды, которые
Возлагались на естественно-научную психологию, что привело к
Возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время
Ведущие отечественные научные школы сохранили свое значение
И плодотворно развиваются, хотя и в несколько модифицирован-
Ном виде.
С необходимостью встал вопрос о развитии исследований таких
Проблем, как психология личности, ее социализация и формиро-
Вание социальной и личностной идентичности, что привело к рас-
Цвету социальной и этнической психологии. Именно эти направления
В большей степени, нежели когнитивная психология, испытали
Давление со стороны официальной идеологии, поэтому современ-
Ная ситуация, свободное общение с зарубежными коллегами и
Знакомство с новыми направлениями (прежде всего, с гуманисти-
Ческой психологией и французской школой социальной психоло-
Гии) интенсифицировали исследования российских ученых.
Серьезные проблемы в настоящий момент стоят перед отечест-
Венной практической психологией, причем эти проблемы во мно-
гом напоминают вопросы, которые вставали перед российской
наукой в 20-е годы XX в. Прежде всего, это вопросы диагностики,
Модификации тестов и психотерапевтических технологий. Отсутст-
Вие квалифицированных кадров и низкий уровень психологиче-
Ской грамотности приводят к тому, что применение тестов часто
Не объективно, а психотерапия не дает удовлетворительных резуль-
Татов. В то же время возрастающая потребность в грамотной
Психологической помощи стимулировала развитие медицинской
Психологии, которая за последние годы добилась значительных
Успехов.
Таким образом, перед отечественной психологией стоят важные
Задачи, которые она в состоянии решить, сохраняя и развивая на-
Учные традиции и достижения российских научных школ, обога-
Щенных опытом мировой психологической науки. Состояние оте-
Чественной психологии, которое мы попытались отразить в этой
Главе, доказывает, что ее потенциальные возможности огромны.
Контрольные вопросы