Возможность и другой стороне достичь необходимого уровня раз-

Вития; в противном случае существует опасность полного разрыва

Между операциональной и мотивационной сторонами, что может

Привести к нарушениям в поведении ребенка.

Изучение критических периодов позволило Эльконину выделить

Сходные по своему значению и причинам возникновения кризисы

3 и 11-13 лет (кризис подросткового возраста), в течение которых

Отстающая мотивационная сторона получает доминирующее зна-

Чение. Эти кризисы он считал наиболее аффективными и значи-

Мыми в психическом развитии. В то же время похожи и кризисы

Года, 7 и 15-16 лет, так как в эти периоды отстающая операцион-

Ная сторона начинает догонять мотивационную. Эти кризисы не

Имеют ярко выраженной аффективной окраски и отделяют один

Период психического развития от другого, в то время как мотива-

ционные отделяют одну ≪эпоху≫ от другой.

Исследования Л. И. Божович (1908-1981) были связаны с про-

Цессом формирования личности детей, который она понимала как

Развитие независимости от окружающей среды, когда поведение

Человека определяется не внешней ситуацией, но внутренними

Мотивами. Она выделила личностные компоненты в каждом воз-

Растном кризисе, говоря о превращении ребенка из объекта в субъ-

Ект в конце первого года жизни, появлении осознания себя как

Субъекта действия в три года, как субъекта в системе социальных

Отношений в семь лет и, наконец, осознания своей личностной

Уникальности и ценности в подростковом возрасте.

Проблема развития общения взрослых и детей была в центре

внимания М.____________И.Лисиной (1929-1980) и ее сотрудников. Они выде-

Лили несколько этапов в этом процессе в течение первых семи лет

Жизни детей, а также критерии их сформированности и те ново-

образования в структуре личности и интеллекта, которые напря-

Мую связаны с конкретным этапом общения.

* * *

В настоящее время развитие отечественной психологии пережи-

Вает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и

Теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации приве-

Ло к необходимости пересмотра некоторых методологических ос-

Нов, отказу от догматической ориентации на диалектический ма-

Териализм в ущерб другим философским школам. Точно так же как

И в мировой науке, не оправдались полностью надежды, которые

Возлагались на естественно-научную психологию, что привело к

Возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время

Ведущие отечественные научные школы сохранили свое значение

И плодотворно развиваются, хотя и в несколько модифицирован-

Ном виде.

С необходимостью встал вопрос о развитии исследований таких

Проблем, как психология личности, ее социализация и формиро-

Вание социальной и личностной идентичности, что привело к рас-

Цвету социальной и этнической психологии. Именно эти направления

В большей степени, нежели когнитивная психология, испытали

Давление со стороны официальной идеологии, поэтому современ-

Ная ситуация, свободное общение с зарубежными коллегами и

Знакомство с новыми направлениями (прежде всего, с гуманисти-

Ческой психологией и французской школой социальной психоло-

Гии) интенсифицировали исследования российских ученых.

Серьезные проблемы в настоящий момент стоят перед отечест-

Венной практической психологией, причем эти проблемы во мно-

гом напоминают вопросы, которые вставали перед российской

наукой в 20-е годы XX в. Прежде всего, это вопросы диагностики,

Модификации тестов и психотерапевтических технологий. Отсутст-

Вие квалифицированных кадров и низкий уровень психологиче-

Ской грамотности приводят к тому, что применение тестов часто

Не объективно, а психотерапия не дает удовлетворительных резуль-

Татов. В то же время возрастающая потребность в грамотной

Психологической помощи стимулировала развитие медицинской

Психологии, которая за последние годы добилась значительных

Успехов.

Таким образом, перед отечественной психологией стоят важные

Задачи, которые она в состоянии решить, сохраняя и развивая на-

Учные традиции и достижения российских научных школ, обога-

Щенных опытом мировой психологической науки. Состояние оте-

Чественной психологии, которое мы попытались отразить в этой

Главе, доказывает, что ее потенциальные возможности огромны.

Контрольные вопросы

Наши рекомендации