Исследование структуры восприятия показало, что оно состоит из

перцептивных действий (ориентировки в свойствах предметов),

Сенсорных эталонов (образов, которые определяют и направляют

Процесс восприятия) и действий соотнесения, благодаря которым

Предмет относится к определенному эталону и узнается детьми.

На основании этих работ Л. А.Венгер (1925-1992) доказал сущест-

Вование модельной формы мышления, промежуточной между образ-

Ным и логическим мышлением. Им также были разработаны про-

Граммы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие

Сформировать логические операции обобщения, классификации и

Т. д. на образном материале, доступном для детей этого возраста.

К тем же выводам, что и Запорожец, пришел П.Я.Гальперин

(1902-1988), который изучал развитие уже не внешней, но внутрен-

Ней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов

Действия - ориентировки, исполнения и контроля - наибольшее

Значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориен-

Тировочная основа позволяет с первого раза выполнить действие

Безошибочно. Так же как и Скиннер, Гальперин пришел к выводу,

Что при ориентировке и контроле наибольшее значение имеет по-

Этапность действия и возможность внешнего контроля за ходом его

Выполнения. Однако, если у Скиннера процесс решения задачи, так

Же как и контроль за ее выполнением, остается всегда внешним, у

Гальперина происходит постепенная интериоризация действия и

Превращение его во внутреннее, умственное. Поэтому теория Галь-

Перина получила название теории поэтапного формирования умст-

Венных действий. В то же время Гальперин, исследуя разные спосо-

бы задания ориентировочной основы, пришел к выводу о значении

Проблемного обучения; он также изучал условия, способствующие

Автоматизации и интериоризации умственного действия.

Идеи Гальперина были развиты в трудах В.В.Давыдова (1930-

Чьи фундаментальные теоретические исследования содержа-

Ния и строения учебной деятельности, ее связи с развитием созна-

Ния, личности и способностей ребенка привели к изменению педа-

Гогического и психологического подходов к обучению. Совместно

С Д. Б. Элькониным (1904-1984) он создал новое направление в

Отечественной психологии - психологию формирования мыслитель-

Ной деятельности учащихся.

Однако главные работы Эльконина были посвящены проб-

Лемам игровой деятельности и периодизации. Он выделил струк-

Туру игровой деятельности, в число основных элементов которой

входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, во-

Ображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игро-

Вые отношения. По мнению Эльконина, наибольшее значение в

Игре имеет не воображаемая ситуация, как предположил Выгот-

Ский, а роль, которая позволяет ребенку контролировать свое по-

Ведение, так как в роли скрыто правило поведения в данной игре.

Изучение этапов развития игровой деятельности показало, что

Вначале в ней воспроизводятся действия взрослых, а затем их

Взаимоотношения. Эльконин также показал, что развитие проис-

Ходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с

Открытым правилом и скрытой ролью. Исследования Эльконина

Выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее веду-

Щее значение для формирования психических функций и личност-

Ных качеств детей, что позволило доказательно говорить о ведущей

Роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Большое значение имела и разработанная Элькониным перио-

Дизация, в которой он выделил две стороны в деятельности - по-

Знавательную и мотивационную, или, как он писал, ребенок-пред-

Мет и ребенок-взрослый. Эти стороны существуют в каждой веду-

Щей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по

Темпу развития в каждом возрастном периоде. Так, в младенчестве

Интенсивно развивается мотивационная сторона (ребенок-взрос-

Лый), эта же сторона лидирует в дошкольном и подростковом пе-

Риодах. В то же время в раннем детстве, так же как у младших

Школьников и юношей, наиболее интенсивно развивается опера-

Ционная сторона (ребенок-предмет). С точки зрения Эльконина,

Кризис как раз совпадает с периодом максимального разрыва меж-

Ду уровнем развития двух сторон деятельности. Его возникновение

Объясняется необходимостью изменить деятельность, чтобы дать

Наши рекомендации