Способностей и сами способности как психические качества, необ-
Ходимые для успешного исполнения деятельности. Исходя из этого
Он доказывал, что любую деятельность следует анализировать с
точки зрения тех требований, которые она предъявляет к творче-
Скому потенциалу личности. Творческий компонент содержится в
Любом виде труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возмож-
Ностями субъекта, с его способностями, которые им самим могут
И не осознаваться, поскольку лишь в процессе трудовой деятель-
Ности выявляется, на что человек способен, в чем его сильные и
Слабые стороны.
В своих исследованиях Теплов наряду со способностями выде-
Лил одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей,
Которое определяет успешность деятельности. Он исходил из того,
Что успешность может быть достигнута различными путями. Отно-
Сительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не ис-
Ключает возможности успешного выполнения даже такой деятель-
Ности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Не-
Достающая способность может быть в очень широких пределах
Компенсирована другими, хорошо развитыми у данного человека.
Таким образом, Теплов рассматривал способности не изолирован-
Но друг от друга, а как целостную систему, в которой выделить
какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь
В аналитических целях.
Теплову принадлежит одно из первых исследований того особо-
Го сочетания способностей, которое характеризует успешность
деятельности военачальника, - ≪ума полководца≫. Теплов изучал
Эту тему в годы Великой Отечественной войны, проанализировав
Различия между теоретическим и практическим интеллектом. Было
Показано, что, хотя основные элементы мышления едины, они свое-
Образно функционируют при решении тактических и стратегиче-
Ских задач, которые вынужден решать военачальник.
В последний период жизни Теплов открыл новую главу в иссле-
Довании психофизических основ индивидуальных различий. От-
Правным для него стало учение Павлова о свойствах типа нервной
Системы. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики ти-
Пологических свойств. На основе этой программы сложилась круп-
Ная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим
Вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, при-
Сущих человеку. Особенно значимая роль в развитии исследований,
Проводимых этой школой, принадлежит В. Д. Небылицыну (1930-
Который, к сожалению, не смог довести до конца начатые
Работы.
Большое внимание в эти годы уделялось продолжению исследо-
Ваний, связанных с развитием идей Выготского о генезисе высших
Психических функций и роли знака в становлении психики ребенка.
В трудах А. В. Запорожца (1905-1981) доказывалось, что психи-
Ческие процессы являются разновидностями ориентировочных. Так,
Восприятие - это ориентировка в свойствах и качествах предметов,
Мышление - ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции - ори-
Ентировка в личностных смыслах. Запорожец пришел к выводу о
Роли ориентировки как ведущей части действия при исследовании
Произвольных движений и их формирования у детей. В его экспе-
Риментах детям надо было прыгнуть как можно дальше, провести
Машинку по лабиринту или пробежать по определенному маршру-
ту сначала с предварительной ориентировкой (например, проводи-
Лась черта, до которой детям надо было допрыгнуть), а затем без
Ориентировки (прыгай как можно дальше). Оказалось, что практи-
Чески все дети прыгают дальше, если есть ориентировка, т. е. хотя
Бы черта, до которой надо допрыгнуть. Точно так же они лучше
Вели машину и координировали свои действия при выделении
Ориентировочного этапа. Исследования Запорожца показали, что
Ориентировка проходит несколько этапов - от внешней, разверну-
Той, к внутренней, свернутой.
Кроме произвольных действий Запорожец изучал развитие вос-
Приятия и мышления, а также процесс формирования эмоций и
Чувств у дошкольников. Он считал, что в дошкольном возрасте
Восприятие является ведущим психическим процессом, объясняя
Этим и роль образной памяти и образного мышления в этом воз-
Растном периоде. Он доказал, что существуют определенные виды
Деятельности, к которым сензитивно (чувствительно) восприятие
(рисование, конструирование и т.д.), и выделил этапы его развития.