Способностей и сами способности как психические качества, необ-

Ходимые для успешного исполнения деятельности. Исходя из этого

Он доказывал, что любую деятельность следует анализировать с

точки зрения тех требований, которые она предъявляет к творче-

Скому потенциалу личности. Творческий компонент содержится в

Любом виде труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возмож-

Ностями субъекта, с его способностями, которые им самим могут

И не осознаваться, поскольку лишь в процессе трудовой деятель-

Ности выявляется, на что человек способен, в чем его сильные и

Слабые стороны.

В своих исследованиях Теплов наряду со способностями выде-

Лил одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей,

Которое определяет успешность деятельности. Он исходил из того,

Что успешность может быть достигнута различными путями. Отно-

Сительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не ис-

Ключает возможности успешного выполнения даже такой деятель-

Ности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Не-

Достающая способность может быть в очень широких пределах

Компенсирована другими, хорошо развитыми у данного человека.

Таким образом, Теплов рассматривал способности не изолирован-

Но друг от друга, а как целостную систему, в которой выделить

какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь

В аналитических целях.

Теплову принадлежит одно из первых исследований того особо-

Го сочетания способностей, которое характеризует успешность

деятельности военачальника, - ≪ума полководца≫. Теплов изучал

Эту тему в годы Великой Отечественной войны, проанализировав

Различия между теоретическим и практическим интеллектом. Было

Показано, что, хотя основные элементы мышления едины, они свое-

Образно функционируют при решении тактических и стратегиче-

Ских задач, которые вынужден решать военачальник.

В последний период жизни Теплов открыл новую главу в иссле-

Довании психофизических основ индивидуальных различий. От-

Правным для него стало учение Павлова о свойствах типа нервной

Системы. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики ти-

Пологических свойств. На основе этой программы сложилась круп-

Ная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим

Вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, при-

Сущих человеку. Особенно значимая роль в развитии исследований,

Проводимых этой школой, принадлежит В. Д. Небылицыну (1930-

Который, к сожалению, не смог довести до конца начатые

Работы.

Большое внимание в эти годы уделялось продолжению исследо-

Ваний, связанных с развитием идей Выготского о генезисе высших

Психических функций и роли знака в становлении психики ребенка.

В трудах А. В. Запорожца (1905-1981) доказывалось, что психи-

Ческие процессы являются разновидностями ориентировочных. Так,

Восприятие - это ориентировка в свойствах и качествах предметов,

Мышление - ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции - ори-

Ентировка в личностных смыслах. Запорожец пришел к выводу о

Роли ориентировки как ведущей части действия при исследовании

Произвольных движений и их формирования у детей. В его экспе-

Риментах детям надо было прыгнуть как можно дальше, провести

Машинку по лабиринту или пробежать по определенному маршру-

ту сначала с предварительной ориентировкой (например, проводи-

Лась черта, до которой детям надо было допрыгнуть), а затем без

Ориентировки (прыгай как можно дальше). Оказалось, что практи-

Чески все дети прыгают дальше, если есть ориентировка, т. е. хотя

Бы черта, до которой надо допрыгнуть. Точно так же они лучше

Вели машину и координировали свои действия при выделении

Ориентировочного этапа. Исследования Запорожца показали, что

Ориентировка проходит несколько этапов - от внешней, разверну-

Той, к внутренней, свернутой.

Кроме произвольных действий Запорожец изучал развитие вос-

Приятия и мышления, а также процесс формирования эмоций и

Чувств у дошкольников. Он считал, что в дошкольном возрасте

Восприятие является ведущим психическим процессом, объясняя

Этим и роль образной памяти и образного мышления в этом воз-

Растном периоде. Он доказал, что существуют определенные виды

Деятельности, к которым сензитивно (чувствительно) восприятие

(рисование, конструирование и т.д.), и выделил этапы его развития.

Наши рекомендации