Нить не ставится, но тем не менее определенный материал ненаме-
Ренно сохраняется в памяти. На основании полученных данных
Смирнов выделил два основных вида запоминания: произвольное и
непроизвольное. Между этими ≪полярными≫ формами существуют
Промежуточные, и в процессе деятельности происходит переход
Одних в другие.
В своих исследованиях направленности запоминания Смирнов
Глубоко изучил ряд его параметров: полноту, точность, последо-
Вательность и др. Основное значение он придавал мотивации запо-
Минания. Все эти факторы, будучи приведены в систему и теорети-
Чески осмыслены, прошли испытание во многих сериях эксперимен-
Тов. Новая концепция природы запоминания, созданная Смирно-
Вым, использовалась в практике школьного обучения.
Другой областью научных интересов Смирнова была история
Отечественной психологии. Он реконструировал с высокой сте-
Пенью достоверности ее основные периоды, показав значимость
Вклада российских психологов в эволюцию знаний о поведении и
Сознании человека.
Чувство историзма его никогда не покидало. Он приветствовал
Рождение новых подходов в психологии, открывал для молодых
Исследователей лаборатории, поддерживал работу семинаров, на
Которых отстаивались нетрадиционные воззрения и проекты. В ус-
ловиях, когда людям науки навязывалась единая ≪монолитная≫, а
По сути тормозившая научный прогресс методологическая догма,
Директор Смирнов создал и поддерживал атмосферу свободного
Исследовательского поиска. Он взял на себя очень сложную, осо-
Бенно в то время, задачу - возрождение традиций свободного обме-
На мнениями, открытых заседаний и вечеров. Недаром в глазах
Многих именно Психологический институт стал оазисом в непро-
Стой социальной обстановке 50-60-х годов, фактически иденти-
Фицируясь с психологическим сообществом как таковым.
В сохранении этого очага психологической мысли Смирнова
Поддерживал его друг и коллега Б.М.Теплов (1896-1965). Первые
Работы Теплова были связаны главным образом с исследованием
Восприятия, анализа реакций, вызываемых различными цветами и
Звуками. Еще в 1921-1925 гг., будучи начальником отдела опытных
Станций научных исследований Высшей школы военной маскиров-
Ки, Теплов руководил физической и психофизической лаборато-
Риями, которые изучали зрительное восприятие в применении к
Запросам военного ведомства - способы маскировки, военного
Строительства и т. д.
Однако интересы Теплова выходили за узкие рамки чисто при-
Кладного, военного изучения психологии восприятия. Его ориен-
Тация на психологию творчества, психологический анализ вос-
Приятия искусства связаны и с тем, что он закончил не только ис-
торико-филологический факультет Московского университета, но
И музыкальное училище в Туле. Большое значение имело и то, что
Он несколько лет был учеником выдающегося пианиста и препода-
Вателя К.Н.Игумнова. Определенный круг общения Теплова в
Москве впоследствии привел его в ГАХН, где уже работали Шпет
и Челпанов, - эта академия, как уже упоминалось, представляла
собой не чисто научное учреждение, но организацию, объединяю-
Щую единомышленников, людей определенного круга, воспитания
И культуры.
Анализ изменения цвета при различной интенсивности окраски,
А также изменения контуров и фигур (в том числе фигур людей)
При их различном расположении помог получить важные данные
О свойствах зрительного восприятия. Эти материалы позднее вош-
Ли в работы Теплова, посвященные архитектуре. В своих исследо-
Ваниях он стремился изучать механизм возникновения не просто
образа, но ≪эмоционального, эстетического≫ образа, который фор-
мирует ≪культурную память≫ человека, его эстетические и этиче-
Ские пристрастия и установки.
После закрытия ГАХН Теплов окончательно перешел в Психо-
Логический институт, работу в котором он прежде совмещал с
деятельностью в академии и в военных научных институтах. В этот
Период основные интересы Теплова сосредоточились на проблеме
Индивидуально-психологических различий в разных видах деятель-
Ности, среди которых он выделил и подверг тщательному экспери-
Ментальному анализу музыкальную деятельность.
В работе ≪Проблемы индивидуальных различий≫ (1961) Теплов
Четко разграничил задатки как природные предпосылки становления