Ности соотношением между наследственностью и средой. Большую
известность в этом плане приобрели его исследования близнецовой
Пары, в которых сравнивались психические функции близнецов,
Либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправлен-
Ному развитию этих функций. Опыты показали, что генетическая
Обусловленность существенно сказывается на элементарных про-
Цессах, тогда как высшие функции в большей степени зависят от
Условий воспитания.
Новаторский характер носила обширная программа изучения
Зависимости психики людей от различий в социокультурных усло-
Виях их жизни. На рубеже 30-х годов Лурия выехал в экспедицию в
Узбекистан, чтобы сравнить различия в психике тех его жителей,
Которые приобщились к новой культуре, и тех, кто не поддался
Новым культурным влияниям, жил замкнуто, по старым средне-
Азиатским законам. Сравнительный анализ позволил выявить ин-
Тересные особенности мышления в зависимости от сдвигов в том
Культурном контексте, в котором оно исторически формируется.
Важнейшей особенностью творчества Лурии является постоян-
Ное соотношение в анализе динамики поведения человека социаль-
Но обусловленных влияний с функционированием нервной органи-
Зации личности. Это обусловило разработку им направления, на-
Званного нейропсихологией. Первые шаги в этой области он сделал
' 523
В годы Великой Отечественной войны, когда острейшую практи-
Ческую актуальность приобрели задачи диагностики и восстанов-
Ления психических нарушений, вызванных ранениями головного
Мозга. В связи с этим тщательному экспериментальному изучению
Подвергались различные формы регуляции произвольного поведе-
Ния, ведущую роль в которой играет речь. Именно слово, которое
Обычно трактуется с точки зрения его познавательной (или комму-
Никативной) функции, выступило как важнейший регулятор произ-
Вольных движений человека, перехода от импульсивных, непроиз-
Вольных действий к поведению произвольного типа. Овладение
Таким поведением в условиях конфликта, на фоне различных побу-
Ждений позволило выявить динамику отношений между интеллек-
Туальными и аффективными аспектами жизнедеятельности.
С этим сопряжены идеи Лурии о динамической локализации
Высших психических функций в коре больших полушарий голов-
ного мозга и подкорковых структурах. В итоговой работе ≪Основы
нейропсихологии≫ (1973) Лурия изложил эту теорию системной ди-
Намической локализации, согласно которой мозг состоит из трех
Основных функциональных блоков (энергетического блока, блока
Приема и переработки информации и блока программирования и
контроля произвольных психических актов).
Работы Лурии не потеряли своего значения и сегодня, иниции-
Руя исследования не только в нейропсихологии, но и в других об-
Ластях, связанных с анализом социокультурных аспектов психики.
Кроме факультета психологии МГУ еще одним важным цент-
Ром психологии стал Психологический институт, возглавляемый
А.А.Смирновым (1894-1980). Смирнов был директором главного
Психологического института страны около 30 лет и снискал заслу-
Женную славу выдающегося организатора, руководителя одного из
Самых продуктивных научных коллективов. Это были трудные
годы, когда на психологию, как и на многие другие дисциплины,
Обрушилась волна сталинских идеологических компаний, когда
Партийные органы требовали местного надзора над научными кад-
рами и беспощадного изобличения ≪отступников≫ от навязываемых
Сверху директив. В этих условиях беспартийному Смирнову удалось
Сберечь свою команду, дать ей возможность творчески работать.
В его собственных экспериментальных исследованиях централь-
Ное место заняли проблемы психологии запоминания. В своей мето-
Дологической ориентации он следовал трем установкам: просле-
Дить зависимость процессов памяти от особенностей личности,
Трактовать эти процессы под углом зрения их формирования в
Реальной деятельности и, наконец, рассматривать их (прежде всего
Запоминание) как особые виды деятельности, имеющие специфи-
Ческую направленность, которой Смирнов дал имя мнемической.
В наиболее яркой форме эта направленность представлена как со-
Знательное намерение запомнить тот или иной материал, но может
Выступать и в виде неосознаваемой установки, когда задача запом-