Ности соотношением между наследственностью и средой. Большую

известность в этом плане приобрели его исследования близнецовой

Пары, в которых сравнивались психические функции близнецов,

Либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправлен-

Ному развитию этих функций. Опыты показали, что генетическая

Обусловленность существенно сказывается на элементарных про-

Цессах, тогда как высшие функции в большей степени зависят от

Условий воспитания.

Новаторский характер носила обширная программа изучения

Зависимости психики людей от различий в социокультурных усло-

Виях их жизни. На рубеже 30-х годов Лурия выехал в экспедицию в

Узбекистан, чтобы сравнить различия в психике тех его жителей,

Которые приобщились к новой культуре, и тех, кто не поддался

Новым культурным влияниям, жил замкнуто, по старым средне-

Азиатским законам. Сравнительный анализ позволил выявить ин-

Тересные особенности мышления в зависимости от сдвигов в том

Культурном контексте, в котором оно исторически формируется.

Важнейшей особенностью творчества Лурии является постоян-

Ное соотношение в анализе динамики поведения человека социаль-

Но обусловленных влияний с функционированием нервной органи-

Зации личности. Это обусловило разработку им направления, на-

Званного нейропсихологией. Первые шаги в этой области он сделал

' 523

В годы Великой Отечественной войны, когда острейшую практи-

Ческую актуальность приобрели задачи диагностики и восстанов-

Ления психических нарушений, вызванных ранениями головного

Мозга. В связи с этим тщательному экспериментальному изучению

Подвергались различные формы регуляции произвольного поведе-

Ния, ведущую роль в которой играет речь. Именно слово, которое

Обычно трактуется с точки зрения его познавательной (или комму-

Никативной) функции, выступило как важнейший регулятор произ-

Вольных движений человека, перехода от импульсивных, непроиз-

Вольных действий к поведению произвольного типа. Овладение

Таким поведением в условиях конфликта, на фоне различных побу-

Ждений позволило выявить динамику отношений между интеллек-

Туальными и аффективными аспектами жизнедеятельности.

С этим сопряжены идеи Лурии о динамической локализации

Высших психических функций в коре больших полушарий голов-

ного мозга и подкорковых структурах. В итоговой работе ≪Основы

нейропсихологии≫ (1973) Лурия изложил эту теорию системной ди-

Намической локализации, согласно которой мозг состоит из трех

Основных функциональных блоков (энергетического блока, блока

Приема и переработки информации и блока программирования и

контроля произвольных психических актов).

Работы Лурии не потеряли своего значения и сегодня, иниции-

Руя исследования не только в нейропсихологии, но и в других об-

Ластях, связанных с анализом социокультурных аспектов психики.

Кроме факультета психологии МГУ еще одним важным цент-

Ром психологии стал Психологический институт, возглавляемый

А.А.Смирновым (1894-1980). Смирнов был директором главного

Психологического института страны около 30 лет и снискал заслу-

Женную славу выдающегося организатора, руководителя одного из

Самых продуктивных научных коллективов. Это были трудные

годы, когда на психологию, как и на многие другие дисциплины,

Обрушилась волна сталинских идеологических компаний, когда

Партийные органы требовали местного надзора над научными кад-

рами и беспощадного изобличения ≪отступников≫ от навязываемых

Сверху директив. В этих условиях беспартийному Смирнову удалось

Сберечь свою команду, дать ей возможность творчески работать.

В его собственных экспериментальных исследованиях централь-

Ное место заняли проблемы психологии запоминания. В своей мето-

Дологической ориентации он следовал трем установкам: просле-

Дить зависимость процессов памяти от особенностей личности,

Трактовать эти процессы под углом зрения их формирования в

Реальной деятельности и, наконец, рассматривать их (прежде всего

Запоминание) как особые виды деятельности, имеющие специфи-

Ческую направленность, которой Смирнов дал имя мнемической.

В наиболее яркой форме эта направленность представлена как со-

Знательное намерение запомнить тот или иной материал, но может

Выступать и в виде неосознаваемой установки, когда задача запом-

Наши рекомендации