Ние культуры, межличностного общения для сложного процесса

Восхождения от индивида к личности. В этом же ряду стоят его

Исследования психологических механизмов восприятия искусства,

Передающего личностные смыслы от творца к слушателю.

Огромное значение для развития психологии имела деятель-

ность Леонтьева на посту декана факультета психологии Москов-

ского университета - факультета, в буквальном смысле возрожден-

Ного им. Он взял на себя задачу передать новому поколению тра-

Диции объективного психологического исследования, коллектив-

Ного творчества, уважительного отношения к младшим коллегам.

Эта деятельность Леонтьева в значительной мере способствовала

Широкому распространению психологии, появлению новых поко-

Лений теоретиков и практических психологов.

Свою школу создал и другой соратник Выготского - А.Р.Лурия

(1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских ин-

Тересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта

Проблема принимала разные модификации в течение его богатой

Исследованиями и научными открытиями жизни.

Как и Леонтьев, Лурия был приглашен Челпановым в Психоло-

Гический институт. Одновременно он работал в Государственном

Психоаналитическом институте, организованном И.Д.Ермаковым,

И в Русском психоаналитическом обществе, в котором он состоял

В должности научного секретаря. Уже в этот период, до встречи с

Выготским, проявились некоторые значимые научные ориентации

И установки, свойственные Лурии в зрелые годы, в частности его

Стремление к поиску объективных методов исследования внутрен-

Них психических состояний и мотивов поведения личности, изуче-

Ние факторов, определяющих взаимосвязь человека и культуры,

Человека и общества.

В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии

Оказались направления, связанные с исследованием психологии

Художественного творчества, психоаналитического анализа эмо-

ций, в том числе эстетических эмоций. Междисциплинарный под-

Ход (прежде всего соединение неврологических, патопсихологиче-

Ских и искусствоведческих исследований), который составлял осно-

Ву научной работы института, оказался близким Лурии. Поэтому

Неудивительно, что он одним из первых понял и принял идеи Вы-

Готского.

Совместно с Выготским он разработал новую теорию организа-

Ции и развития психической деятельности, названную культурно-

Исторической, поскольку определяющим для формирования созна-

Ния и его функций были признаны факторы культуры, изменяю-

Щиеся в процессе развития общества.

Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению

Влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.

Эти экспериментальные исследования проводились с помощью

Оригинальной методики, которая позволила зафиксировать возник-

Новение эмоциональных состояний в динамике речевых и двига-

Тельных процессов субъекта даже в тех случаях, когда он пытался

Скрыть испытываемое им эмоциональное напряжение. Данная ме-

Тодика использовалась, в частности, в криминалистике при изуче-

Нии психологии подозреваемых лиц, а в дальнейшем получила ши-

Рокое распространение на Западе (прежде всего в США) под назва-

нием ≪детектор лжи≫.

В совместном с Выготским труде ≪Этюды по истории поведе-

ния≫ (1929) Лурия рассмотрел различные планы психического раз-

Вития, проанализировав ранние его стадии - овладение мышлени-

Ем и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций.

Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие поведения ре-

Бенка в качественном отличии от психических функций взрослого

Человека.

В дальнейшем он сосредотачивается на выяснении того, как из-

Менялся строй психической жизни человека в результате овладения

Знаковыми средствами. Полученные им материалы нашли отраже-

ние в книге ≪Об историческом развитии познавательных процес-

сов≫ (1974). Лурия считал, что сначала эти средства используются

С целью общения (коммуникации) между людьми, а затем стано-

Вятся регуляторами собственной психической активности инди-

Вида, неизмеримо расширяя возможности овладения им своей па-

Мятью, вниманием и другими процессами.

Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в част-

Наши рекомендации