Ние культуры, межличностного общения для сложного процесса
Восхождения от индивида к личности. В этом же ряду стоят его
Исследования психологических механизмов восприятия искусства,
Передающего личностные смыслы от творца к слушателю.
Огромное значение для развития психологии имела деятель-
ность Леонтьева на посту декана факультета психологии Москов-
ского университета - факультета, в буквальном смысле возрожден-
Ного им. Он взял на себя задачу передать новому поколению тра-
Диции объективного психологического исследования, коллектив-
Ного творчества, уважительного отношения к младшим коллегам.
Эта деятельность Леонтьева в значительной мере способствовала
Широкому распространению психологии, появлению новых поко-
Лений теоретиков и практических психологов.
Свою школу создал и другой соратник Выготского - А.Р.Лурия
(1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских ин-
Тересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта
Проблема принимала разные модификации в течение его богатой
Исследованиями и научными открытиями жизни.
Как и Леонтьев, Лурия был приглашен Челпановым в Психоло-
Гический институт. Одновременно он работал в Государственном
Психоаналитическом институте, организованном И.Д.Ермаковым,
И в Русском психоаналитическом обществе, в котором он состоял
В должности научного секретаря. Уже в этот период, до встречи с
Выготским, проявились некоторые значимые научные ориентации
И установки, свойственные Лурии в зрелые годы, в частности его
Стремление к поиску объективных методов исследования внутрен-
Них психических состояний и мотивов поведения личности, изуче-
Ние факторов, определяющих взаимосвязь человека и культуры,
Человека и общества.
В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии
Оказались направления, связанные с исследованием психологии
Художественного творчества, психоаналитического анализа эмо-
ций, в том числе эстетических эмоций. Междисциплинарный под-
Ход (прежде всего соединение неврологических, патопсихологиче-
Ских и искусствоведческих исследований), который составлял осно-
Ву научной работы института, оказался близким Лурии. Поэтому
Неудивительно, что он одним из первых понял и принял идеи Вы-
Готского.
Совместно с Выготским он разработал новую теорию организа-
Ции и развития психической деятельности, названную культурно-
Исторической, поскольку определяющим для формирования созна-
Ния и его функций были признаны факторы культуры, изменяю-
Щиеся в процессе развития общества.
Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению
Влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.
Эти экспериментальные исследования проводились с помощью
Оригинальной методики, которая позволила зафиксировать возник-
Новение эмоциональных состояний в динамике речевых и двига-
Тельных процессов субъекта даже в тех случаях, когда он пытался
Скрыть испытываемое им эмоциональное напряжение. Данная ме-
Тодика использовалась, в частности, в криминалистике при изуче-
Нии психологии подозреваемых лиц, а в дальнейшем получила ши-
Рокое распространение на Западе (прежде всего в США) под назва-
нием ≪детектор лжи≫.
В совместном с Выготским труде ≪Этюды по истории поведе-
ния≫ (1929) Лурия рассмотрел различные планы психического раз-
Вития, проанализировав ранние его стадии - овладение мышлени-
Ем и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций.
Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие поведения ре-
Бенка в качественном отличии от психических функций взрослого
Человека.
В дальнейшем он сосредотачивается на выяснении того, как из-
Менялся строй психической жизни человека в результате овладения
Знаковыми средствами. Полученные им материалы нашли отраже-
ние в книге ≪Об историческом развитии познавательных процес-
сов≫ (1974). Лурия считал, что сначала эти средства используются
С целью общения (коммуникации) между людьми, а затем стано-
Вятся регуляторами собственной психической активности инди-
Вида, неизмеримо расширяя возможности овладения им своей па-
Мятью, вниманием и другими процессами.
Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в част-