Ступал за естественный эксперимент, при котором преднамерен-
Ное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной
И сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому
Можно исследовать не отдельные психические процессы, как это
Обычно делалось в тот период, а психические функции и лич-
ность в целом. Этот подход, изложенный в работе Лазурского ≪Об
естественном эксперименте≫ (1911), имел особенно важное зна-
Чение для возрастной психологии и педологии, так как естест-
Венный эксперимент в данном случае часто дает не только более
Полные, но и более объективные результаты по сравнению с лабо-
Раторным экспериментом, часто неприемлемым в детской пси-
Хологии.
Настаивая на единстве личности, Лазурский понимал его по
Аналогии с биологическим единством живых систем. Он не видел
Его социально-исторической природы, доказывая, что изучение
Индивидуальных особенностей может превратиться из описатель-
Ной в объяснительную науку только тогда, когда будет установ-
Лена их связь с корковыми процессами.
Лазурский подчеркивал, что речь идет не о воскрешении фре-
Нологии Галля, не о локализации способностей в отдельных обо-
Собленных участках больших полушарий, а об исследовании раз-
Личных сторон деятельности тех или иных нервных центров. Так
Впервые психоморфологическое объяснение свойств личности за-
Менялось нейродинамическим. Возможно, Лазурский пришел к
Этому взгляду под влиянием сотрудничества с Бехтеревым.
Однако он сотрудничал не только с ним, но и с известным пси-
Хологом и философом С.Л.Франком, совместная работа с которым
Привела его к идее о двух сферах душевной деятельности - эндопси-
Хической (внутренней) и экзопсихической (внешней). Лазурский вы-
сказал ее в курсе лекций ≪Общая и экспериментальная психология≫
(1912). Утверждалось, что эндопсихическая сфера основана глав-
Ным образом на врожденных качествах человека и определяет на-
Клонности, способности, темперамент, характер и другие прирож-
Денные стороны личности. Экзопсихическая сфера формируется в
Процессе жизни, в ее основе лежит система отношений человека с
Окружающим миром, с людьми, которая показывает, как человек
Относится к основным категориям окружающей действительности.
Введение категории отношения было шагом вперед по сравнению
С механическим представлением, согласно которому воздействия
Среды на организм происходят по типу внешних толчков (именно
Такое представление доминировало тогда в дифференциальной
Психологии, не знавшей никаких других факторов, кроме наслед-
Ственности и воздействующей среды).
Исходя из уровня развития разных эндо- и экзогенных факторов,
Лазурский разработал первую типологию личности, а также систе-
Му диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе
Психического развития ребенка. Развернутое изложение основных
Положений его характерологии и типологии личности было дано
в вышедшей уже после его смерти книге ≪Классификация лично-
стей≫ (1922).
Защищая научную характерологию как опытную, объяснитель-
Ную науку, опирающуюся на естественный эксперимент и изучение
Нейродинамики корковых процессов, Лазурский не придавал суще-
Ственного значения математическим методам. Однако он ощущал
Недостаточность только качественных методов, предлагая исполь-
зовать графические схемы для определения способностей ребенка.
Преждевременная кончина прервала разработку приемов количест-
Венного анализа в характерологии, однако его работы заложили
Основу нового подхода к этой проблеме. Не менее важным явля-
Ется вклад Лазурского в разработку новых методов исследования
Психического развития. Идеи о естественном эксперименте, о необ-
Ходимости создания опытной положительной психологической
Науки позднее были развиты в работах его ученика М. Я. Басова.
Оригинальная концепция эксперимента развивалась Н.Н. Ланге
(1858-1921), который также стоял у истоков экспериментальной
Психологии в России. Ланге окончил историко-филологический
факультет Петербургского университета, обучался, как и Введен-
Ский, у известного психолога Владиславлева. После стажировки во