Ступал за естественный эксперимент, при котором преднамерен-

Ное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной

И сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому

Можно исследовать не отдельные психические процессы, как это

Обычно делалось в тот период, а психические функции и лич-

ность в целом. Этот подход, изложенный в работе Лазурского ≪Об

естественном эксперименте≫ (1911), имел особенно важное зна-

Чение для возрастной психологии и педологии, так как естест-

Венный эксперимент в данном случае часто дает не только более

Полные, но и более объективные результаты по сравнению с лабо-

Раторным экспериментом, часто неприемлемым в детской пси-

Хологии.

Настаивая на единстве личности, Лазурский понимал его по

Аналогии с биологическим единством живых систем. Он не видел

Его социально-исторической природы, доказывая, что изучение

Индивидуальных особенностей может превратиться из описатель-

Ной в объяснительную науку только тогда, когда будет установ-

Лена их связь с корковыми процессами.

Лазурский подчеркивал, что речь идет не о воскрешении фре-

Нологии Галля, не о локализации способностей в отдельных обо-

Собленных участках больших полушарий, а об исследовании раз-

Личных сторон деятельности тех или иных нервных центров. Так

Впервые психоморфологическое объяснение свойств личности за-

Менялось нейродинамическим. Возможно, Лазурский пришел к

Этому взгляду под влиянием сотрудничества с Бехтеревым.

Однако он сотрудничал не только с ним, но и с известным пси-

Хологом и философом С.Л.Франком, совместная работа с которым

Привела его к идее о двух сферах душевной деятельности - эндопси-

Хической (внутренней) и экзопсихической (внешней). Лазурский вы-

сказал ее в курсе лекций ≪Общая и экспериментальная психология≫

(1912). Утверждалось, что эндопсихическая сфера основана глав-

Ным образом на врожденных качествах человека и определяет на-

Клонности, способности, темперамент, характер и другие прирож-

Денные стороны личности. Экзопсихическая сфера формируется в

Процессе жизни, в ее основе лежит система отношений человека с

Окружающим миром, с людьми, которая показывает, как человек

Относится к основным категориям окружающей действительности.

Введение категории отношения было шагом вперед по сравнению

С механическим представлением, согласно которому воздействия

Среды на организм происходят по типу внешних толчков (именно

Такое представление доминировало тогда в дифференциальной

Психологии, не знавшей никаких других факторов, кроме наслед-

Ственности и воздействующей среды).

Исходя из уровня развития разных эндо- и экзогенных факторов,

Лазурский разработал первую типологию личности, а также систе-

Му диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе

Психического развития ребенка. Развернутое изложение основных

Положений его характерологии и типологии личности было дано

в вышедшей уже после его смерти книге ≪Классификация лично-

стей≫ (1922).

Защищая научную характерологию как опытную, объяснитель-

Ную науку, опирающуюся на естественный эксперимент и изучение

Нейродинамики корковых процессов, Лазурский не придавал суще-

Ственного значения математическим методам. Однако он ощущал

Недостаточность только качественных методов, предлагая исполь-

зовать графические схемы для определения способностей ребенка.

Преждевременная кончина прервала разработку приемов количест-

Венного анализа в характерологии, однако его работы заложили

Основу нового подхода к этой проблеме. Не менее важным явля-

Ется вклад Лазурского в разработку новых методов исследования

Психического развития. Идеи о естественном эксперименте, о необ-

Ходимости создания опытной положительной психологической

Науки позднее были развиты в работах его ученика М. Я. Басова.

Оригинальная концепция эксперимента развивалась Н.Н. Ланге

(1858-1921), который также стоял у истоков экспериментальной

Психологии в России. Ланге окончил историко-филологический

факультет Петербургского университета, обучался, как и Введен-

Ский, у известного психолога Владиславлева. После стажировки во

Наши рекомендации