Фактически работа в институте началась еще в 1912 г., однако
формальное открытие состоялось 23 марта 1914 г. На торжествах,
посвященных этому событию, Челпанов выступил с речью ≪О за-
дачах Московского психологического института≫, в которой под-
Черкнул, что свою главную цель он видит в объединении всех пси-
Хологических исследований под одной крышей, для того чтобы
Сохранить единство психологии.
Наполненная научная и педагогическая деятельность Челпано-
Ва, к сожалению, прервалась в 20-х годах. После революции судьба
Его сложилась трагически. В 1923 г. его изгнали не только из уни-
Верситета, но и из созданного им Психологического института.
Челпанов, который писал о том, что психология, как математика,
Физика и другие положительные науки, должна быть вне любой
Философии, в том числе и марксистской, остался без работы.
Однако в первое время судьба оставалась еще достаточно мило-
Стивой к нему. В конце 1923 г. он начал работать в Государствен-
ной академии художественных наук (ГАХН), вице-президентом
Которой стал Шпет. Работа в физико-психологическом отделе-
Нии, главным образом в комиссии по восприятию пространства,
Привлекала Челпанова возможностью продолжения его научной
Работы по изучению пространства, которая была начата им еще
В киевский период. В этот же период Челпанов прочел в Доме
Ученых цикл научно-популярных лекций об основных психологи-
Ческих школах начала века. Последняя книга Челпанова была
Опубликована в 1927 г. Его надеждам на дальнейшую работу не
Суждено было сбыться.
В конце 1929 г. появились первые постановления о педологии и
Введении единообразия в школьное обучение. Новые веяния кос-
нулись и ГАХНа, начались проверки ≪идеологического соответст-
вия≫ научных исследований, проводимых в академии, марксистской
Философии. В 1930 г. ГАХН закрыли, и Челпанов, так же как и
другие ведущие сотрудники академии, остался без работы. Не оп-
Равдались и его надежды на сконструированный им в 1925 г.
≪универсальный психологический аппарат для психологических и
психотерапевтических исследований≫, который так и не удалось
Внедрить в производство.
Он был также лишен возможности продолжать педагогическую
Работу, хотя все его ученики отмечали, что Челпанов - прекрасный
Педагог. Он умел интересно и подробно разобрать любое философ-
Ское и психологическое произведение, проанализировать его по-
Ложительные и отрицательные моменты. Причем это касалось не
только близких ему концепций (Вундта, Гартмана), но и далеких
от него идей, например позитивизма, который был ему совершен-
Но чужд.
Стиль Челпанова отличали четкость, логичность, простота, он
приводил большое количество примеров, придавая большое зна-
Чение описанию экспериментальной процедуры и приборов. Не
Меньшее внимание в своих учебных занятиях уделял он обсужде-
Нию вопросов о природе этического акта, о соотношении этических
И познавательных суждений. Эти проблемы не были для него толь-
Ко отвлеченными и теоретическими рассуждениями, Челпанов
Стремился и свою жизнь, свои отношения с учениками строить на
Основе данных воззрений. Один из его учеников - В.В.Зеньков-
Ский вспоминал, что честность и духовная правдивость с самим
Собой, не мешая его широте, педагогической заботливости и вни-
Манию, определяли его моральные взгляды на конкретные про-
Блемы жизни. Он также отмечал исключительное педагогическое
Чутье Челпанова, умение привлечь молодежь и помочь каждому
Найти свой путь.
В своей психологической концепции Челпанов последовательно
отстаивал принцип ≪чистой, эмпирической≫ психологии, продол-
Жая традиции западноевропейской школы. Он доказывал, что пси-
хология есть независимая, самостоятельная экспериментальная
Наука. Ее предметом является изучение субъективных состояний
Сознания, которые так же реальны, как и любые другие явления
Внешнего мира. Таким образом, Челпанов считал психологию
Наукой о сознании индивида, феномены которого не могут быть
Сведены к физиологическим явлениям или выведены из них.
Духовная эволюция постепенно привела Челпанова к мысли о
Том, что психологическая наука не должна основываться на уста-
Ревшей к XX в. позиции Вундта и Титченера. В 20-х годах на его
Взгляды оказала некоторое влияние феноменология Гуссерля, при-