В газетных рецензиях отмечался, однако, успех спектакля, «серьезная работа молодого режиссера Г. Товстоногова»

Спектакль «Ленушка» не увенчался удачей: «Режиссер ис­кал афористичности языка, а пришел к причудливой сгущен­ности... искал обобщенный поэтический образ, а нашел мисте­рию. .. Он искал необычное в неведомом, в небывшем. А самое

12 «Комунисти», Тбилиси, 1940, 5 ноября (на груз. яз.).

3 Там же.

Совещание по вопросу спектакля «Кремлевские куранты» в Театре им. А. С. Грибоедова. 6 ноября 1940 г. Стенограмма. Гос. театральный музей Грузинской ССР. Фонд Театра им. А. С. Грибоедова, № 5974.

необычное было рядом, в будничном и каждодневном».1 Н и к о г д а впоследствии режиссер не обращался к такой «мистериальной» стилистике.

Стиль, ясно читаемый, существовал в спектакле «Где-то в Си­бири», более явственно в московской версии, чуть менее — в ле­нинградской. Если попытаться вывести некую закономерность, то, видимо, можно сказать, что стиль образуется из устойчивых, принципиальных творческих составных, которые находятся ме­ж д у собой в подвижном, подчас контрастном эстетическом соот­ношении. Психологическая достоверность актерского существо­вания в «Дороге бессмертия» передавала особую трагическую тональность спектакля.

П р и всей внешней патетичности спектакля, его внутреннем пафосе, активности в утверждении идей, именно этот спектакль был, пожалуй, первым в творческой практике Г. Товстоногова (если не считать учебных спектаклей, поставленных со студен­тами Грузинского театрального института), в котором приме­нен этюдный метод репетиционной работы.

Исполнитель роли Бема М. Розанов вспоминал: «Постанов­щик спектакля Г. Товстоногов и режиссер А. Рахленко предло-ж и л и на первых порах метод этюдной разработки той или иной сцены... Роли откладывались в сторону, и мы д о л ж н ы были проделать простой этюд, оперируя своими словами. Вначале работа шла довольно робко, ощущалась связанность, не хватало нужных слов, но постепенно мы начали увлекаться этой задачей, стали появляться нужные слова...»2

Вряд ли это случайно. Тут двойная закономерность: сам ре­жиссер «дозрел» до такого уровня творчества, и драматургиче­ский материал, тянувший исполнителей на внешний пафос, за­ставил искать путь к передаче того «простого героизма» (слова Пабло Неруды из речи по поводу присуждения Ю. Фучику М е ж -дународной премии мира), который диктовался замыслом спек­такля и документальным характером литературного мате­риала.

В н у т р е н н и м , сквозным д в и ж е н и е м спектакля был путь Фу­чика к победе над своими палачами, путь к победе коммунизма над фашизмом. Это был замысел спектакля, режиссерское ощу­щение его действенной природы. « М ы поставили перед собой задачу показать в спектакле, как Юлиус Фучик превращается из узника в победителя, из обвиняемого в прокурора гневного и беспощадного. Н а м хотелось на всем протяжении спектакля, от сцены к сцене, показать, что, чем меньше остается жить Фу­чику, тем больше начинают его бояться враги, тем сильнее ста­новится он, ибо силы он черпает в правоте великого дела, за

21 Р. Б е н ь я ш. Георгий Товстоногов. Л . — М., 1961, с. 34. М . Р о з а н о в . Воплощение отрицательного образа.— В кн.: «Дорогой бессмертия», с. 70.

которое борется»,— писал Товстоногов.1 Эта внутренняя тема по­лучала действенное развитие от акта к акту, к а ж д ы й из которых имел свою кульминацию, свое сквозное действие, свою задачу в решении общей картины спектакля. Первый акт, более других изобиловавший наплывами прошлого, заканчивался ключевой репликой Фучика: « М ы будем бороться»; второй акт, почти весь происходивший в тюремной камере, рассказывал о борьбе Фу­чика за сплочение коллектива заключенных, заканчивался сце­ной встречи Первого мая. Раздвигался потолок тюрьмы, откры­вая тюремный двор и выходящие в него окна камер, из которых все громче и громче неслось пение узниками «Интернационала». Чрезвычайно важной в этом акте была сцена встречи Фучика и надзирателя Колинского, который передавал заключенному ка­рандаш и бумагу, одна из самых впечатляющих сцен спектакля по контрасту суровой внешней интонации и глубоко скрытому чувству д р у ж б ы двух людей, объединенных общей борьбой и общим риском.

Центральной в третьем акте была едва ли не самая известная сцена этого спектакля — в ресторане «Флора», куда следователь Бем привозит Фучика, надеясь видом любимой Фучиком Праги, мгновением свободной ж и з н и сломить его сопротивление. Тут была идейная кульминация спектакля, моральная победа в схватке с фашистами. Сцена заканчивалась сообщением об объявленной в Германии неделе траура по случаю разгрома не­мецких войск под Сталинградом. Последняя реплика Фучика: «Едем в тюрьму, Бем» — заключала ясный и глубокий под­текст.

Стилевое качество спектакля вырастало из самых различных художественных составных: открытая метафора, публицистиче­ский прием, т о н к и й психологизм и гротеск, почти к а р и к а т у р а в изображении некоторых персонажей — все это было скреплено единым внутренним действием.

«Дорога бессмертия» указывала на движение новых тенден­ций в режиссуре. Время подтвердило, что это движение было не­обратимым, в его основе лежали не личные, но всеобщие потреб­ности искусства, требующего новых красок и приемов, более ак­тивного режиссерского «строительства». Два пространственных плана спектакля, соответствующие настоящему и прошедшему времени действия, выглядят сейчас уже старомодно. Ни один режиссер не стал бы сегодня так строить спектакль, а, использо­вав накопленные приемы условных решений и положившись на воображение зрителей, воспитанное за последние годы, сыграл бы оба временных плана на планшете сцены. Однако и в то время решение, предложенное Товстоноговым, далеко не во всем каза­лось закономерным, в нем виделась «подмена логического раз-

1 Г. Т о в с т о н о г о в . Режиссерский замысел.— В кн.: «Дорогой бессмер­тия», с. 14.

вития образа его дробным показом в двух параллельных плос-костях».1

Спектакль «Дорогой бессмертия» был одной из первых раз­ведок в области нового режиссерского языка, почти спровоци­рованный тем, что режиссер имел дело с особенной, менее всего рассчитанной на театр, литературной основой. Однако главный итог работы над «Дорогой бессмертия» был не случайным, а глубоко закономерным — режиссура училась расширять и ис­пользовать арсенал выразительных средств для создания своего художественного мира.

«Дорогой бессмертия» именно поэтому стал значительным спектаклем в творческой биографии режиссера и чрезвычайно существенным шагом в развитии творческих идей всего совет­ского театра, что он обозначал важные приметы и особенности в эстетическом поиске: близилось время возрождения прав те­атральности, время споров об условности и правде.

Очевидное еще в работе над «Кремлевскими курантами» со­четание обобщенной, активной режиссерской формы (образа спектакля) с естественным и психологически точным актерским решением стало одним из важных принципов режиссуры Тов­стоногова. Обогащенный, развитый до изощренности, этот прин­цип встретится во многих последующих работах режиссера в различных жанровых вариациях: в «Гибели эскадры» и в «Оп­тимистической трагедии», в «Четвертом», в спектаклях «Когда цветет акация» и «Правду! Ничего, кроме правды!..».

Следует отметить, что в наиболее чистом своем виде он будет применяться постановщиком в советских пьесах. Согласный с за­ветом «умирать в актере», Товстоногов не хотел умирать в спек­таклях.

В общем контексте движения нашей режиссерской мысли этот принцип имел немаловажное значение, ибо способствовал активизации режиссерской позиции. В разработке и практиче­ском утверждении его — большая заслуга Товстоногова.

Период работы в Театре им. Ленинского комсомола отнюдь не был временем, когда ш а г а ю т «от успеха к успеху». Во мно­гих отношениях это был период накопления, собирания сил, пе­риод проб.

М е ж д у спектаклями «Из искры...» и «Дорогой бессмертия» (за второй из них режиссер Г. Товстоногов, художник В. Ива­нов, артисты Д. Волосов (Фучик) и М. Розанов (Бем) получили Государственную премию) были вполне проходные работы — «Испанский священник» Д. Флетчера, «Студенты» В. Лифшица, «Закон Ликурга» по Т. Драйзеру. Кроме, пожалуй, «Студентов», которые были переделаны в пьесу из сценария по инициативе театра, остальные пьесы типичны для репертуара театров того времени. Спектакли получали высокие оценки прессы, но не

1 «Советская культура», 1954, 25 августа.

были они, тем не менее, явлениями, в которых резко отрази­лось бы индивидуальное свойство режиссера, сопряженное с глубинными тенденциями движения театра.

Не случайно, что ни «Закон Ликурга», ни «Испанский свя­щенник» почти никогда не вспоминались режиссером, так же как не случайно, что «своя» пьеса «Студенты» давала материал для раздумий, для сопоставлений, работа над спектаклем по­служила к активному накоплению режиссерского опыта.

В «Студентах» были крупицы новой художественной истины, подлинности сценической жизни. Для Товстоногова вообще ха­рактерно начинать движение по тому или иному — идейному или эстетическому — пути, когда это движение еще не стало всеобщим. Дар его предвидения, предчувствия в этом смысле поразителен. В буднях театральной работы, в размеренности ее дней, в проходных спектаклях зарождается и начинает свою пока не очень заметную жизнь новая мысль режиссера. Форма творческого существования режиссера еще вполне напоминает общую, не расходится с ней, но внутри, подспудно у ж е началось движение к новому, оно ждет момента, нужного материала, чтобы оформиться и предстать в своем чистом качестве. Твор­ческая мысль живет в душе режиссера крепко, не дает от­махнуться, уйти в сторону, пока не приведет к такому спек­таклю, который выразит ее убедительно и полно и тем исчер­пает, а исчерпав, тут же родит новую творческую идею.

В эти годы творчество Товстоногова питается двумя как будто исключающими друг друга художественными стремле­ниями. Он одним из первых убежденно и последовательно при­меняет этюдный метод, сообщая принципам системы Станислав­ского их истинную действенность. С другой стороны, он в эти годы ищет и находит особую стилистику героического спектакля, которая, казалось, вот-вот окончательно скомпрометирует себя л о ж н ы м пафосом.

Анализируя творчество того или иного художника, всегда испытываешь желание найти в его движении некую предопреде­ленность, которая обычно вызывает несколько скептическое от­ношение, такой логичной и последовательной оказывается под пером исследователя дорога художника. Но известно, что всякое развитие, в том числе и развитие творчества художника, объек­тивно подчиняется некоторым общим закономерностям.

М а л о найдется режиссеров, чей путь обладал бы такой по­следовательностью, какая просматривается у Товстоногова.

Прежде всего, следует отметить, что период работы Товсто­ногова в Театре им. Ленинского комсомола (1949—1956) сов­пал с довольно трудным временем в истории советского театра. Это было время, когда получила значительное распространение и влияние так называемая теория бесконфликтности, искорене­ние которой началось после статьи в «Правде» 7 апреля 1952 года «Преодолеть отставание в драматургии», но шло мед-

Наши рекомендации