Позитивной наукой, как науки естественные. Отсюда его убеждение

В том,' что идеалистическая психология может быть позитивной,

Объективной, экспериментальной наукой. Этим объясняется и его

Уверенность в том, что психику можно экспериментально исследо-

Вать (как с помощью измерительных приборов, так и неизмеритель-

Ными, естественными экспериментальными методами), его желание

Сделать ее теоретической, а не прикладной наукой, а также стрем-

Ление проверять все психологические постулаты логикой, т.е.

Сделать психологию наукой рациональной, а не интуитивной. Он

Также хотел приблизить отечественную психологию к европейской,

Не лишая ее, однако, своеобразия, собственного лица. Это было тем

Более возможно, с его точки зрения, что критическая философия

Канта, последователем которого являлся Введенский, несла на себе

Отпечаток морализаторства, нравственного императива. Как и для

Российской науки, главным для нее был не только вопрос познания,

Но и вопрос развития нравственности, что являлось хорошей осно-

Вой для взаимного сближения.

Формирование современной объективной психологии было

Основной целью Введенского, этому посвящены практически все

его сочинения. Главный свой труд он так и назвал ≪Психология без

всякой метафизики≫ (1917), подчеркивая этим и необходимость, и

Возможность построения объективной психологии. Он доказывал,

Что, в отличие от расплывчатых теорий души, психология должна

Исследовать объективные познавательные процессы, а также чув-

Ства и волю, которые имеют внешние корреляты, а потому могут

Быть исследованы объективно. Введенский также считал, что ду-

Шевные явления абсолютно реальны (в отличие от души), а потому

могут быть предметом самостоятельной науки. Некоторые психо-

Логи возражали против этих положений теории Введенского, про-

тив такого определения предмета психологии, так как считали, что

душевные явления не имеют самостоятельного значения и потому

не могут быть предметом самостоятельной науки. Наиболее отчет-

Ливо эта позиция, как было показано выше, выразилась в работе

Франка ≪О душе≫, хотя и другие психологи - Лосский, Булгаков

Считали, что именно душа, объединяющая разные состояния, яв-

Ляется центром исследовательских интересов. Они также доказы-

Вали, что существует прямой объективный метод ее исследования -

Интроспекция или интуиция, а потому не имеет смысла изменять

Предмет психологии.

Одной из центральных психологических проблем для Введен-

Ского была проблема соотнесения знания и веры. Он считал, что

Метафизику надо оставить вере, а науке позволительно употреблять

Ее только в виде рабочих гипотез. Этим утверждением он как раз

И становился в оппозицию к концепциям Франка и особенно Лос-

Ского, резкая полемика с которым продолжалась до 20-х годов.

При этом ученый выделял несколько видов веры в ее отношении

К разуму и в зависимости от ценности ее мотивов - вера наивная,

Вера разумная, сознательная, вера слепая и т.д.

Основным положением своей психологической теории Введен-

ский считал ≪психофизический закон Введенского≫, или закон

Всеобщих признаков одушевленности, который изложен им в рабо-

тах ≪О пределах и признаках одушевления≫ (1892) и ≪Лекции по

психологии≫ (1908). В продолжение своего утверждения немета-

Физической, но научной психологии он писал, что одушевленность

Или неодушевленность не может быть объективно доказана и по-

Тому является метафизическим понятием. В своих доказательствах

Он опирался на тот факт, что объективные признаки одушевлен-

Ности должны состоять из таких материальных явлений, которые

Не могут возникать там, где нет душевной жизни.

Стремясь к построению научной психологии, Введенский хотел

Заложить как можно более объективные положения в ее основание.

Поэтому он отвергал все монистические психологические теории,

Вне зависимости от того, какой именно элемент считают они осно-

Вой психической жизни - ощущения, мысли, переживания или во-

Лю. Он считал необходимым в качестве основных рассматривать

Три элемента психики - мысли, ощущения и чувства и затем изу-

Чать их соединение по законам ассоциаций, т.е. исследовать, по

Возможности объективно, формирование и развитие психических

Процессов.

Рассматривая когнитивную сферу, прежде всего восприятие и

Мышление, Введенский подчеркивал необходимость отделить в

Наши рекомендации