Ские статьи ученого, его обстоятельные и живые изложения раз-
Личных взглядов представляли собой весьма важное приобретение.
В то же время собственные взгляды Козлова, особенно оформив-
Шиеся в конце жизни, не имели такого значения. И только в нача-
Ле XX в., после появления работ Лосского и Франка, его мысли о
Субстанциональности человеческой души, ее цельности и актив-
Ности получили распространение и общественное признание.
Одной из самых интересных фигур в гуманитарной науке этого
Периода является А. А. Потебня (1835-1891), труды которого имели
Огромное значение для развития психологии.
Основной темой его исследований было развитие языка, но он
Постоянно анализировал такие психологические проблемы, как
Становление сознания и самосознания, формирование образа окру-
Жающей действительности. Потебня был одним из первых отечест-
Венных исследователей, который заговорил о необходимости куль-
Турно-исторического подхода к психике человека. Он писал, что
Психология, как и языкознание, есть наука об истории душевных
Явлений в пределах личной или народной жизни. При этом необхо-
Димо подчеркнуть, что Потебня считал, что развитие индивидуаль-
Ной психики не может происходить изолированно от других людей,
От времени и культуры, в которых живет человек.
Поэтому он старался найти закономерности влияния культуры
И народа на личность и, наоборот, личности на культуру и народ,
Так что проблема развития народности и культуры занимала значи-
Тельное место в его творчестве. И в постановке вопроса, и по степе-
Ни проработанности этой проблемы его по праву можно считать
Одним из первых ученых, заложивших такую характерную особен-
Ность отечественной психологии, как историко-генетическая ориен-
Тация в анализе психического и этического развития человека. Это
Качество позднее в полной мере нашло отражение в теориях Бер-
Дяева, Франка, Шпета, Басова и Выготского.
Потебня писал, что основной вопрос самопознания ≪Что та-
кое?≫ для современного человека сводится к вопросу историческо-
му ≪Как я, один из многих, стал таким?≫. При этом в осознании
Себя частью данного народа главную роль, с его точки зрения,
Играет язык, так как говорить, считает он, значит связать свою
Мысль с мышлением своего племени или народа. Иными словами,
Овладение языком ведет к осознанию эстетических и нравственных
Идеалов, поэтому связано с социализацией и инкультурацией лич-
Ности, хотя и не тождественно этим процессам.
Идея опосредования (медиации) была одной из основных в теории
Потебни, центром большинства его построений. Он считал, что
Человек отличается от животного тем, что обладает словом, т.е.
Орудием, которое он создал для совершенствования своей мысли,
И машиной - орудием, которое он создал для усовершенствования
Своих действий. Говоря о роли знаков, опосредующих развитие
Психики, Потебня подчеркивал, что мы познаем природу не непо-
Средственно, как дикарь, поэтому и извлекаем из нее науку, в то
Время как дикарь извлекает из нее лишь фетиши или богов. С его
точки зрения, именно применение орудий (знаков) делает человека
Культурным, в отличие от дикаря.
Овладение устной и письменной речью, которое позволяет чело-
Веку приобщиться к культуре народа, лежит в основе формирова-
Ния национального самосознания и человека и народа в целом. При
Этом такое развитие идет извне внутрь, т.е. происходит интерио-
Ризация знаний, так как вначале ребенок должен проговаривать
Свои мысли вслух, а потом уже может мыслить про себя. Из этого
Потебня делал вывод, что самосознание и сознание являются про-
Дуктами языка, причем сознание возникает раньше, чем самосозна-
Ние. Таким образом, и Сеченов и Потебня практически одновре-
Менно пришли к идее о том, что психическое развитие культурного
Человека происходит путем присвоения внешних, общественных
Знаний, языка, норм, традиций, идеалов, которые хранятся в куль-
туре данного народа и которые, переходя во внутренний план,
Интериоризируясь, формируют основы психики человека.
Анализируя развитие языка, Потебня рассматривал роль слова
В мифическом, прозаическом и поэтическом мышлении, исследуя
Связи между словом, мифом, знаком и символом, т. е. основными
Медиаторами культуры. Он выделял в слове два содержания -
Объективное, которое заключает один признак предмета, и субъек-