Ские статьи ученого, его обстоятельные и живые изложения раз-

Личных взглядов представляли собой весьма важное приобретение.

В то же время собственные взгляды Козлова, особенно оформив-

Шиеся в конце жизни, не имели такого значения. И только в нача-

Ле XX в., после появления работ Лосского и Франка, его мысли о

Субстанциональности человеческой души, ее цельности и актив-

Ности получили распространение и общественное признание.

Одной из самых интересных фигур в гуманитарной науке этого

Периода является А. А. Потебня (1835-1891), труды которого имели

Огромное значение для развития психологии.

Основной темой его исследований было развитие языка, но он

Постоянно анализировал такие психологические проблемы, как

Становление сознания и самосознания, формирование образа окру-

Жающей действительности. Потебня был одним из первых отечест-

Венных исследователей, который заговорил о необходимости куль-

Турно-исторического подхода к психике человека. Он писал, что

Психология, как и языкознание, есть наука об истории душевных

Явлений в пределах личной или народной жизни. При этом необхо-

Димо подчеркнуть, что Потебня считал, что развитие индивидуаль-

Ной психики не может происходить изолированно от других людей,

От времени и культуры, в которых живет человек.

Поэтому он старался найти закономерности влияния культуры

И народа на личность и, наоборот, личности на культуру и народ,

Так что проблема развития народности и культуры занимала значи-

Тельное место в его творчестве. И в постановке вопроса, и по степе-

Ни проработанности этой проблемы его по праву можно считать

Одним из первых ученых, заложивших такую характерную особен-

Ность отечественной психологии, как историко-генетическая ориен-

Тация в анализе психического и этического развития человека. Это

Качество позднее в полной мере нашло отражение в теориях Бер-

Дяева, Франка, Шпета, Басова и Выготского.

Потебня писал, что основной вопрос самопознания ≪Что та-

кое?≫ для современного человека сводится к вопросу историческо-

му ≪Как я, один из многих, стал таким?≫. При этом в осознании

Себя частью данного народа главную роль, с его точки зрения,

Играет язык, так как говорить, считает он, значит связать свою

Мысль с мышлением своего племени или народа. Иными словами,

Овладение языком ведет к осознанию эстетических и нравственных

Идеалов, поэтому связано с социализацией и инкультурацией лич-

Ности, хотя и не тождественно этим процессам.

Идея опосредования (медиации) была одной из основных в теории

Потебни, центром большинства его построений. Он считал, что

Человек отличается от животного тем, что обладает словом, т.е.

Орудием, которое он создал для совершенствования своей мысли,

И машиной - орудием, которое он создал для усовершенствования

Своих действий. Говоря о роли знаков, опосредующих развитие

Психики, Потебня подчеркивал, что мы познаем природу не непо-

Средственно, как дикарь, поэтому и извлекаем из нее науку, в то

Время как дикарь извлекает из нее лишь фетиши или богов. С его

точки зрения, именно применение орудий (знаков) делает человека

Культурным, в отличие от дикаря.

Овладение устной и письменной речью, которое позволяет чело-

Веку приобщиться к культуре народа, лежит в основе формирова-

Ния национального самосознания и человека и народа в целом. При

Этом такое развитие идет извне внутрь, т.е. происходит интерио-

Ризация знаний, так как вначале ребенок должен проговаривать

Свои мысли вслух, а потом уже может мыслить про себя. Из этого

Потебня делал вывод, что самосознание и сознание являются про-

Дуктами языка, причем сознание возникает раньше, чем самосозна-

Ние. Таким образом, и Сеченов и Потебня практически одновре-

Менно пришли к идее о том, что психическое развитие культурного

Человека происходит путем присвоения внешних, общественных

Знаний, языка, норм, традиций, идеалов, которые хранятся в куль-

туре данного народа и которые, переходя во внутренний план,

Интериоризируясь, формируют основы психики человека.

Анализируя развитие языка, Потебня рассматривал роль слова

В мифическом, прозаическом и поэтическом мышлении, исследуя

Связи между словом, мифом, знаком и символом, т. е. основными

Медиаторами культуры. Он выделял в слове два содержания -

Объективное, которое заключает один признак предмета, и субъек-

Наши рекомендации