Тивное, в котором может быть много признаков. При этом первое

Является для нас знаком, символом, замещающим второе. Объек-

тивное содержание служит формой, в которой сознанию пред-

ставляется содержание мысли. Поэтому, если исключить субъек-

тивное содержание, в слове останется только звук, т.е. внешняя

Форма слова и его этимологическое значение, которое представляет

Собой внутреннюю форму слова.

Так Потебня вводит одно из важнейших своих понятий - внут-

Реннюю форму слова, которая показывает, как представляется чело-

Веку его собственная мысль. Развивая это положение, он писал,

Что в слове мы различаем его внешнюю форму - членораздельный

Звук, его объективное значение и тот образ, в виде которого вы-

Ражено значение и который является внутренней формой слова.

При этом в основе перехода от символа к знаку, с его точки зре-

Ния, лежит изменение внутренней формы слова, т.е. переход от

Субъективного к объективному и от образного к безобразному

Содержанию слова. Таким образом, поэтичность языка связана с

Его символичностью и многозначностью, в то время как проза

Связана с забвением внутренней формы слова.

Исследования Потебни процесса трансформации внутренней

Формы слова и его значения в большой мере повлияли на развитие

Не только психологии и лингвистики, но и эстетики. Он доказы-

вал, что в искусстве образ (внутренняя форма) более многозначен,

чем содержание. Поэтому содержание, которое мы черпаем из дан-

Ного произведения, может и не совпадать с тем, которое вложил в

Него сам художник, но оно всегда обусловлено внутренней фор-

Мой данного произведения. С этой точки зрения ценность произ-

Ведения заключается не столько в оригинальности или важности

Его содержания, сколько в его внутренней форме, т.е. в силе и

Гибкости созданного образа, его способности вступать в новые

Социальные связи, вызывая эмоции у новых поколений. Гибкий

Образ может вызывать разные представления, люди могут вкла-

дывать в него различное содержание, поэтому такое произведение

Не устаревает со временем и вызывает восторг у совершенно раз-

Ных людей.

Таким образом, и Потебня и Кавелин, хотя и с разных позиций,

Пришли к выводу о том, что главное в произведении искусства -

его форма, а не содержание, и только совершенное по форме про-

Изведение может вызвать отклик у зрителей. Эти работы во многом

Способствовали новому пониманию искусства, которое зарожда-

Лось на рубеже XIX-XX вв.

Потебня считал, что с психологической точки зрения слово име-

Ет две функции. Первая состоит в том, что с помощью слова чело-

Век освобождается от переживания, так как в звуке передает его

Другому человеку. Иными словами, не только искусство, но и речь,

Объективируя эмоции человека, способствует катарсису, очищению

От них. Вторая, не менее важная функция слова состоит в том, что

Речь, как и искусство, является формой самопознания, так как по-

Зволяет сначала самому творцу, а затем и слушателям осознать

свои мысли и чувства. Он писал, что ≪слово потому есть орган

Мысли и понимания мира и себя, что первоначально оно есть сим-

вол, идеал и имеет все свойства художественного произведения≫.

Изучение процесса развития слова в концепции Потебни было

Тесным образом связано с проблемой творчества. Критикуя совре-

Менную ему ассоцианистическую психологию за неумение понять

Природу творчества, он писал, что она не может объяснить проб-

Лему появления, рождения слова, которое и является главным про-

Дуктом творчества души. Исследуя процесс развития речи, Потебня

Выделил в нем две стороны - понимание речи другого и создание

Собственной речи. Эти две стороны развиваются по-разному. Раз-

Витие понимания идет путем интериоризации, в то время как фор-

Мирование речи - это творческий процесс создания языка. В дан-

Ном отношении позиция Потебни близка мыслям Бюлера, который

Также разрабатывал эвристическую концепцию развития речи.

Потебня подчеркивал, что, как любое творчество, создание языка -

Это процесс, который развивается изнутри, причем и ребенок и

Народ в целом сначала воссоздают или открывают какие-то поня-

Тия, а потом называют их, придумывают им названия.

Противоречивость психологического развития человека, с его

Точки зрения, состоит в том, что мышление развивается изнутри,

Но знания и опыт приходят к человеку извне, т. е. язык есть твор-

Наши рекомендации