Человеке, так как именно она может объективно объяснить и про-
Исхождение знаний, и изменение общественного и личного созна-
Ния. Таким образом подходили к разработке психологии права
Л. И. Петражицкий, психологии творчества Д. Н. Овсянико-Кули-
Ковский и другие исследователи.
Известные историки Костомаров и Соловьев писали об удель-
Но-вечевой истории Руси, исследуя роль народа и государства в
Формировании особенностей истории страны. Фактически ими
Были написаны первые очерки социальной истории России. Весе-
Ловский занимался проблемой эволюции поэтического творчест-
Ва, а также изучением развития мифов и сказаний, поиском их
Праисточников, путей распространения и влияния мифов и легенд
Разных народов друг на друга.
Однако дело не только в том, что ученые в тот период занима-
Лись широким кругом вопросов, но и в том, что это был период
Творческой синтетичности. Широта охвата может быть и при сис-
Тематизации изучаемого материала, при подведении итогов работ
Нескольких групп или даже поколений ученых. Но бывают эпохи,
Когда научное мышление проявляет широту в открывании новых
Перспектив, в создании новых точек зрения, не только объеди-
Няющих и систематизирующих уже открытые, известные факты,
Но и проливающих на них свет с новых сторон. В этот момент
Ученые не только решают новые задачи, но и открывают дорогу
Для ученых следующих поколений. Это и есть, по определению
Райнова, эпохи творческой синтетичности, одной из них были 60-
Е годы XIX в. Учеными такой эпохи были Сеченов, заложив-
Ший основы не только физиологии, но и психофизиологии, Каве-
Лин и Потебня.
Если до этого времени отечественная психология развивалась в
Основном под влиянием зарубежных теорий и взглядов на ее
Предмет и задачи, то в 70-х годах, в связи с развитием отечествен-
Ной научной мысли, а главное, с развитием рефлексии своей само-
Бытности, своих научных и психических особенностей, начала
формироваться и самостоятельная отечественная психология, на-
Чался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного
Предмета, ее отличий от других наук и европейской психологии.
Прежде всего необходимо было разработать методологию но-
Вой науки, понять, какой ей надлежит быть - естественной или
Гуманитарной. Из ответа на этот вопрос вытекало и то, на какую
дисциплину следует ориентироваться психологии - на философию,
С которой она и была связана главным образом до того времени,
Либо на физиологию, как того требовали новые веяния в науке и
Общественные предпочтения. В то время были предложены две кон-
Цепции построения психологии.
В 40-50-е годы у ученых появилось стремление к разработке
Опытной психологии, построенной на естествознании. Так,
А.Н.Фишер с своей работе ≪Введение в опытную психологию≫
Возражал против внесения философского умозрения в эту науку, а
Также против применения метафизического метода, который ме-
Шает трансформации психологии в позитивную науку.
Однако наибольшее распространение такие взгляды получили
В 60-70-е годы XIX в. Стремление к работе над основными для
Отечественной науки проблемами - этическими, нравственными -
Привело к тому, что именно на долю естественных наук выпало
Решение этих вопросов. Родоначальником такой психологии стал
И.М.Сеченов (1829-1905). Именно его подход к разработке объ-
Ективной психологии и его взгляды на природу психического по-
Лучили большое распространение во второй половине XIX в.
И.М.Сеченов был одним из наиболее интересных и значитель-
Ных ученых того времени. Он во многом определил развитие оте-
Чественной психологии, подходя к ней как к материалистической
И естественной науке. Сеченов, несомненно, был не только значи-
Тельным ученым, но и яркой личностью, находившейся в середине
Века в центре не только научных, но и социальных дискуссий, и
Повлиял на мировоззрение целого поколения.
Он работал в нескольких университетах Петербурга, Москвы,
Одессы и других городов и везде прививал своим слушателям
Глубокую преданность науке, распространяя идеи возвышенного
Идеализма, бессребреничества. Начало деятельности Сеченова сов-
Пало с возрождением России после крымского поражения, с эпо-
Хой, когда возвышенные помыслы о служении отечеству, науке не
Подавлялись, а, наоборот, по возможности поощрялись. Пользуясь
Этим, молодой ученый отправился за границу учиться и по про-